Корреспондент "СВ" узнал секрет приготовления Лунинецкого хлеба

Вкус Лунинецкого хлеба

Часто езжу в командировки. И, как правило, стараюсь в районном центре или агрогородке купить местный хлеб. Чаще всего это формовой, кирпичик с хрустящей корочкой, вкус и запах которого помню с детства. В Минске такого уже днем с огнем не сыщешь. А найдешь, то и вкус не тот, и прежнего аромата нет. Поэтому, когда в Лунинце предложили побывать на хлебозаводе, сразу согласился. Местный хлеб, ржано-пшеничный, я уже пробовал до этого и очень хотелось узнать секрет его приготовления.

Известная фраза «Хлеб – всему голова!», по мнению Константина Олиферовича, никогда не потеряет актуальности.
Известная фраза «Хлеб – всему голова!», по мнению Константина Олиферовича, никогда не потеряет актуальности.

Подобно сталевару

Покупая в магазине свежий хлеб, современный горожанин и не догадывается, что труд хлебопека сродни труду сталевара. У огромной печи, где выпекается хлеб, и зимой и летом температура, как в Африке. И пока пекарь, а это, как правило, женщина, смену отстоит, семь потов сойдет.

– К тому же хлеб мы печем вечером и ночью, – говорит директор филиала ОАО «Берестейский пекарь» Лунинецкий хлебозавод Константин Олиферович, – чтобы он утром свеженьким поступил в магазины. Вот и выходит, как ни крути, а к легким нашу профессию не отнесешь. 

Между тем, несмотря на тяжелый труд, народ здесь работает позитивный. С чем полностью согласен Константин Михайлович: 

– А с плохим настроением к хлебу лучше не подходить. Это любая хозяйка знает: раньше, когда тесто замешивали и ставили доходить, в доме никто не шумел, а непосед просто выставляли из избы. У хлебопеков даже есть такое поверье, что негативные эмоции через выпечку могут передаваться потребителям. 

Знаменит же Лунинецкий хлебозавод прежде всего хорошими экономическими показателями и отменной продукцией.

Об ассортименете предприятия можно говорить долго, но лучше попробовать, что я и сделал во время экскурсии по цехам. Кроме нескольких десятков наименований хлеба и хлебо-булочных изделий, здесь еще выпускают более полусотни видов «кондитерки». Когда я, переоценив свои силы, решил, как Дракоша-сластена в известном детском мультике, попробовать все, быстро понял, что это невозможно.

Нельзя стоять на месте

Про экономику завода директор говорит охотно: 

– Предприятие, которому через год будет сорок лет, все последние годы постоянно обновляется. При этом кредитами не пользуется и работает рентабельно. Всегда стараемся точно просчитать финансовые последствия каждого шага. Ведь в прежние времена наш ассортимент был небольшой – в основном пекли черный хлеб. Бывало по 45–48 тонн в сутки. Но быстро поняли, перечень продукции нужно расширять.

Сегодня ни с сырьем, ни с оборудованием проблем нет – были бы деньги. Но за рынки сбыта конкуренция идет жесточайшая. 

Решили делать кондитерский цех. Нас еще спрашивали – зачем. Но мы сделали цех, причем такой, какой посчитали нужным. А сегодня наша кондитерская продукция очень востребована. Восточные сладости, которые мы изготавливаем всего несколько лет, к примеру, стали визитной карточкой предприятия. Есть у нас и экспорт в Россию, в Украину не6ольшие поставки организовали. А недавно наши козинаки «Подсолнушек» стали лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь». 

При этом кредо руководителя и его подчиненных простое: не стоять на месте, в свою работу привносить все время что-то новое. Расчет только на собственные ресурсы. Всю реконструкцию старых цехов и ввод новых сделали сами. Начинали с бытовых помещений, потом газифицировали производство, модифицировали печи. 

Заводчане обновляют ассортимент, работают над внешним видом продукции: хлебобулочные изделия упаковывают в термоусадочную пленку, для мучных кондитерских изделий специально заказывают упаковку с торговой маркой «Берестейский пекарь» и логотипом предприятия. Как-то поменяли упаковку, и покупатели сразу начали спрашивать: «Где лунинецкие пряники и печенье?» Пришлось реагировать, ведь запросы потребителя – превыше всего! 

Именно «война» за потребителя заставила лунинецких хлебопеков заняться развитием собственной торговой сети. Прежде всего в Лунинце и районе. И сегодня около трети хлебобулочных и 60% кондитерских изделий завод продает через свои магазины. К тому же ежедневно два десятка машин отправляются по сельским населенным пунктам. Хорошо знают продукцию лунинецких пекарей в Бресте, Могилеве, Минске и других городах страны. 

Качество продукции – особая забота всех служб: на предприятии давно внедрена система управления качеством в соответствии с международными стандартами ИСО 9001. Проверяется вся готовая продукция, о высоком качестве которой свидетельствуют многочисленные награды различных конкурсов и выставок-ярмарок. 

Но все же главный секрет успехов предприятия – люди. Те, кого мы иногда по-чиновничьи называем «кадры», которые решают все. Поскольку все они профессионалы с большой буквы. Ведь средний стаж работников предприятия 15–20 лет, есть и семейные династии. И самый наглядный пример профессионализма – это трудовая биография и достижения директора, который возглавляет завод почти три десятка лет. Собственно, как крепкий руководитель-производственник он и сформировался на заводе, придя на предприятие главным инженером. Тогда это была еще незавершенная стройка, и многое пришлось доделывать и переделывать параллельно с организацией производственного процесса. Но и сегодня Константин Михайлович, зная на предприятии все наперечет до последнего винтика, тем не менее каждый день бывает в цехах. Причем и днем и ночью. С одной стороны – посмотреть, все ли в порядке, а с другой – найти дополнительные резервы для улучшения производства, заражая энергией и креативностью сотрудников. При этом как технологическому развитию предприятия, так и созданию нормальных условий труда для работающих директор всегда уделял равноценное внимание:

– Ведь по большому счету, – уверен Константин Михайлович, – человек своим отношением к труду все и определяет: и объемы, и качество продукции, и экономику. А отдача в конечном итоге у человека такая, каково отношение к нему.

Секрет хлеба-кирпичика с хрустящей корочкой я тоже узнал. Оказалось, что ларчик открывается просто: хлеб нашего детства выпекался в классических печах, сложенных из огнеупорного кирпича, жар которого и придавал этому замечательному продукту неповторимый вкус и аромат. Современные печи делают из металла и других огнеупорных материалов. Они, видимо, и нагреваются по-другому, и тесто в них пропекается иначе. А в Лунинце в ходе реконструкции кирпичные печи перевели на газ, но сами агрегаты менять не стали...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter