Вкус к трапезе

О политической ситуации в Европе

В июне Дмитрий Медведев и Барак Обама ели жареную картошку в вашингтонской закусочной Ray’s Hell Burger из одной тарелки. А на этой неделе российский Президент катался в Московском метро с Арнольдом Шварценеггером и показывал ему свой тренажерный зал. Что бы ни говорили, но этот пиар круто отличается от мюнхенских речей Путина про волка, который «кушает и никого не слушает». Дмитрий Медведев представляет Россию страной, проводящей модернизацию и стремящейся к улучшению отношений с Западом. После трапезы в вашингтонской закусочной этот курс в западных СМИ уже назвали «бургерной дипломатией».


Вслед за Арни новые политические вкусы хозяина Кремля выясняли Берлин и Лондон. В начале этой недели на встречу с Медведевым приехал с официальным визитом президент Германии Кристиан Вульф. А вчера в Москву прибыл глава британской дипломатии Уильям Хейг.


Эти визиты тем более интересны, что проходят они на фоне новой политической ситуации в Европе. Как пишет американское издание Stratfor, «Кремль ворвался обратно в пространство прежней советской сферы, отрезав Среднюю Азию, Белоруссию, Кавказ и Украину войной (в случае с Грузией), политическими махинациями (в случае с Украиной, а затем и с Молдавией) и «цветными революциями», устроенными по образцу западных (в случае с Киргизией)».


По мнению аналитика Stratfor, это новый расклад угроз в Европе, вызывающий опасение возрождением неоимперских амбиций — «Россия поднимает голову», — и теперь интересно, как на него отреагируют ведущие европейские государства.


Находившийся с официальным визитом в Москве президент ФРГ Кристиан Вульф заверил, что Германия как стратегический партнер будет помогать России на пути модернизации, обойдя стороной «некомфортные» вопросы. Чем удивил наблюдателей, потому что в отличие от прагматичных канцлеров президент ФРГ согласно своему статусу, подобно британской королеве, имеет право на такую роскошь, как чистота политических принципов.


Но, как видим, Кристиан Вульф лишь подтвердил то, что давно уже обсуждается международными наблюдателями. «С точки зрения Западной Европы, особенно Германии, где прекрасно осознают свою зависимость от России (и надеются получить выгоду от энергетического и экономического сотрудничества с ней), то, что Москва поднимает голову, — дело десятое. Главные европейские державы не хотят очередной конфронтации с Россией в духе «холодной войны», — пишет аналитик Марко Папич.


Приехавший в Россию глава британской дипломатии Уильям Хейг представляет несколько иную позицию. Во–первых, Великобритания вместе с другими «верными идеалам атлантизма» странами с некоторым беспокойством наблюдают, как Париж и Берлин все теснее сближаются с Москвой. Во–вторых, в британско–российских связях накопился слишком тяжелый груз противоречий. Начиная с отравления беглого офицера ФСБ Александра Литвиненко и заканчивая закрытием в России офисов Британского совета, а также августовской войной на Кавказе.


Уильям Хейг еще перед визитом заявил, что не рассчитывает на перезагрузку отношений с Москвой. Но это всего лишь политический жест, на который не решился германский президент. Выражение политической дистанции, которую, по мнению форин оффис, еще рано сокращать. В то же время глава британского МИДа откровенно выразил заинтересованность в экономическом сотрудничестве с Россией. «Успех британских компаний, рабочие места в Великобритании зависят от этих переговоров», — сказал Хейг.


Таким образом, похоже, в Европе «бургерная дипломатия» будет поощряться. Косвенным подтверждением этого стал и глобальный форум в польском Вроцлаве, собравший в эти дни именитых политиков из Европы и Америки. На нем прозвучало признание, что «Европа зависит от российских энергоносителей», впрочем, так же, как и Россия кровно заинтересована в европейских рынках сбыта.


Хотя не обошлось без сюрпризов. Как сообщает «Время новостей», важный сигнал привез заместитель госсекретаря США Джим Стайнберг, которого называют главным стратегом американской дипломатии. Он дал понять, что Соединенные Штаты возвращаются в Восточную Европу, которая была во времена Джорджа Буша напугана потерей внимания со стороны Вашингтона. Сотрудничество же с Россией представитель госдепа считает возможным выстраивать на основе существующих структур, то есть без строительства новой архитектуры безопасности.


Иными словами, бургеры можно кушать и вместе, но идея единой европейской архитектуры безопасности, за которую борется Дмитрий Медведев, отвергнута. За сферами влияния по–прежнему будет строго следить НАТО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter