Вход свободный. А выход?

О сложностях малого бизнеса

На днях вернулась из Москвы. С ярмарки. По инициативе Минска в Юго–восточном округе российской столицы предприятия и индивидуальные предприниматели развернули около 200 палаток. Предложили москвичам одежду, трикотаж, белье, конфеты, колбасы — все то, чем славится наша страна. Поверьте, даже названия фабрик были лишними. Белорусский флаг сам по себе стал лучшим брэндом. У каждой палатки люди толпились в очередях. И так всякий раз, когда в Москве организуется какое–нибудь подобное мероприятие...


А неделю назад, в субботу, купила место на вещевом рынке «Динамо» в Минске, чтобы распродать турецкие баечки. Впечатление удручающее. Покупателей нет. Торговля идет вяло. Эти две прямо противоположные картинки навели меня на некоторые мысли. Нет, не о том, что турецкие баечки стоит заменить белорусскими. Пробовала. Не баечки, другой наш товар продавать. Не идет. И не потому, что некачественный или немодный. Просто покупатель отправляется на рынок целенаправленно, чтобы найти то, чего нет в магазинах, что не производится на наших самых лучших фабриках. Хочется чего–то нового, из России, Китая или Турции. Это нормальное явление. Мое твердое убеждение: покупатель никогда не перестанет гоняться за импортом. И за удовольствие надеть то, чего ни у кого нет, он готов переплачивать, позволяя предпринимателям держаться на плаву, хотя арендная плата и ставки налога исчисляются в тысячах евро.


Вопрос в другом: почему большинство предпринимателей ориентированы на ввоз товара в страну, а не вывоз из нее? Его мне часто задают в Правительстве, в Министерстве экономики. Ведь еще не очень давно ситуация была прямо противоположной. Сама начинала бизнес с того, что в начале 90–х покупала в ГУМе, ЦУМе какую–то одежду и везла ее в Польшу. Торговала на песке. Были проблемы с польскими таможенниками, полицейскими, но не было никаких проблем с вывозом товара из страны. А сейчас?


...После возвращения из Москвы под впечатлением стала звонить в различные компетентные организации с вопросом, как мне этот весьма удачный опыт повторить самостоятельно? В принципе, аренда места на рынке в Москве стоит порядка 10 долларов в день, налог — 30 долларов в месяц. То есть регулярные продажи там можно организовать...


Что выяснила? У нас никаких послаблений для мелких предпринимателей нет. Точно так же, как если бы я была представителем крупной оптовой фирмы, где есть менеджеры, бухгалтеры и прочие сведущие в финансово–экономических делах специалисты, мне нужно оформить ряд документов, потратить на это как минимум неделю, заплатить какие–то дополнительные деньги. Причем на каждую мелкую партию. Некоторые из этих документов россиянам даром не нужны. Но не оформишь все, как положено, товар доедет только до первого поста ГАИ за Минской кольцевой.


И после этого слышу упреки, мол, предприниматели вывозят валюту из страны, портят внешнеторговый баланс... Поверьте, мы хотели бы помочь стране реализовывать отечественное за рубежом. Не только в России, но и в Украине, Казахстане, в Прибалтике любят белорусский товар. И очень обидно, что он залеживается на складах. Предприниматели инициативные, их много (около 200 тысяч), они быстрее найдут вход на любой рынок. Обеспечьте им свободный выход! Дайте зеленый коридор! Без лишних заморочек с международными накладными, сертификатами. Ведь везем же мы на родину товар по накладным, отпечатанным на компьютере, которые признают и здесь, и там. Все законно и просто. А у нас сейчас даже отрывные талоны с водяными знаками и энным количеством степеней защиты. Сделал помарку — беги в налоговую объясняться. А про товарно–транспортные накладные с голограммой я уж и не говорю. Предприниматели боятся их как огня. Зачем эти барьеры? Как же так получается, что ввезти товар в Беларусь намного проще, чем вывезти из нее?


Впрочем, не берусь судить безапелляционно. Может, и нужны все эти степени защиты и процедуры. Но ведь кризис на дворе призывает быть более гибким. Мелкий бизнесмен быстрее, выгоднее пристроит отечественный ширпотреб за рубежом, чем любой торговый дом. Упростите ему дорогу. Эффект будет, ручаюсь. О том, чтобы не ввозить, а вывозить товар, сейчас уже задумываются многие предприниматели. Почему бы им не помочь?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter