Великобритания готовится к референдуму о выходе из ЕС

Вход — рубль. Выход — два

Набирает обороты подготовка к референдуму о выходе Великобритании из ЕС
Набирает обороты подготовка к референдуму о выходе Великобритании из ЕС, который с легкой руки медиа получил название Brexit. Событие это состоится 23 июня; чтобы привлечь на свою сторону голоса, его сторонники и противники удваивают усилия. 


Как всякий развод, этот также рискует стать долгим, склочным и затратным, не оправдав в полной мере ничьих надежд. Выход Великобритании, второй по величине экономики ЕС с населением 64 млн человек, может если не поставить крест на будущем ЕС, то потрясти его структуры, вызвав тектонические сдвиги. Кто и что рассчитывает выиграть в итоге?

Евроскептики не раз приводили свои доводы «за», дескать, вот выйдем из тесных рядов ЕС и заживем счастливо и богато. Не надо будет платить в общий бюджет, уйдем из-под обременительного общеевропейского регулирования, сами будем оперативно принимать нужные и выгодные только нам решения. Прежде всего — по мигрантам. 

Эти сияющие перспективы они рисуют исходя из одного-единственного допущения: что Великобритания сможет не только выйти из ЕС, но и подписать с союзом эксклюзивное соглашение, которое позволит в полной мере пользоваться всеми выгодами свободной торговли. Ведь остров больше покупает у материковых членов ЕС, чем продает им. 

В свою очередь еврооптимисты не разделяют этих упований, утверждают, что страна будет сильнее в составе ЕС, и приводят свои аргументы. Напоминают, что для Великобритании экспорт в ЕС (13% ВВП) значит больше, чем экспорт в Великобританию для ЕС (всего лишь 3% ВВП).

Филипп Легрен, бывший экономический советник президента Европейской комиссии, предостерегает, что «Brexit обойдется экономике Великобритании очень дорого. Неясности и сюрпризы затяжного, склочного процесса развода вызовут снижение уровня инвестиций и темпов роста экономики. Отделившись навсегда от ЕС, Британия столкнется с сокращением внешней торговли, иностранных инвестиций, миграции. Это негативно повлияет на конкуренцию, рост производительности и стандарты качества жизни».

По расчетам Центра экономических показателей при Лондонской школе экономики, в долгосрочной перспективе снижение объемов торговли с ЕС обойдется Великобритании в 9,5% ВВП, а спад объемов иностранных инвестиций — в 3,4% ВВП или даже больше. Одни только эти потери уже намного превышают весь потенциальный выигрыш от Brexit. Чистый взнос Британии в бюджет ЕС в прошлом году составил всего лишь 0,35% ВВП. При этом выгода от отмены европейских норм регулирования будет невелика, поскольку трудовой и товарный рынки в стране уже и так едва ли не самые свободные в мире.

Расходятся оптимисты и пессимисты и в сроках развода. Понятно, дело это небыстрое, займет годы. От двух до пяти и более. А жить-то надо, бизнес на паузу не поставишь... И эта неопределенность не подвигнет инвесторов на масштабные вложения, что неизбежно скажется на курсе британского фунта, разумеется, отнюдь не в сторону укрепления. В туман погружаются и перспективы лондонского Сити как мирового финансового центра — ушлые коллеги из Франкфурта и Цюриха свой шанс не упустят.

Похоже, сторонники выхода не просчитали все варианты: дьявол, как известно, таится в деталях. Никто не утверждает, что новое соглашение с ЕС будет подписать легко и просто: его надо согласовать со всеми оставшимися 27 членами ЕС. Как и еще несколько десятков торговых соглашений, которые заключены между ЕС и другими странами. Верх наивности полагать, что евробюрократы в Брюсселе спокойно отнесутся к уходу в вольное плавание одной из крупнейших экономик еврозоны. Диапазон наказаний для строптивца широк и разнообразен: тут могут быть как тарифные, так и нетарифные меры. Можно предположить: чтобы пресечь подобные настроения в других странах, той же Франции, порка будет показательно жестокой.

И еще немного негатива. В случае успеха Brexit Великобритания окажется за бортом переговоров о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, которые США ведут с ЕС. И чем ей это аукнется, спрогнозировать не может никто. 

А вот прогноз, что потоки иммигрантов удастся взять под контроль, также далек от реальности — вряд ли Великобритания пойдет на запрет свободного въезда в страну граждан остальной Европы. 

Не следует забывать, что на низком старте на выход из Соединенного Королевства находятся гордые горцы — успех Brexit означает чуть ли не автоматическое повторение референдума о независимости Шотландии.

Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter