Визитная карточка флотов

Россия традиционно имела мощное судостроение. Однако в последние десятилетия ее позиции в этой сфере ослабли.

Россия традиционно имела мощное судостроение. Однако в последние десятилетия ее позиции в этой сфере ослабли.

Сегодня в мире насчитывается около 560 верфей, способных в течение одного года построить суда общим тоннажем 55–60 млн CGT (компенсированных регистровых тонн), однако основное ядро составляют 166 верфей, обеспечивающих 85 % объема мирового судостроения.

Судостроение относится к отраслям, обладающим большим научно-техническим и производственным потенциалом, способным влиять на развитие технологий в смежных отраслях национальной промышленности. Поэтому-то ведущие мировые державы уделяют особое внимание развитию морских и судостроительных технологий, оказывая значительную поддержку судостроительным компаниям.

Немногим более двадцати лет назад российское судостроение было одним из самых мощных в мире. Только по заказам Военно-морского флота строилось до 50 единиц подводных лодок, боевых кораблей и судов обеспечения. В области гражданского судостроения страна ежегодно выпускала морских транспортных судов суммарным дедвейтом до 550 тысяч тонн, промысловых судов общей мощностью главных двигателей около 100 тысяч кВт.

Теперь же на российских верфях строятся считаные единицы судов. За последние 10 лет судовладельцы более 90 % новых судов заказали и построили на зарубежных верфях, ежегодно размещая там заказы на сумму около 1 млрд долларов. Доля же российских судостроительных заводов в объеме их заказов составила за этот период немногим более 6 %.

Но ситуация меняется. В настоящее время общая политическая и экономическая поддержка судостроения Правительством России привела к оживлению отрасли. В гражданском судостроении наблюдается устойчивый рост объемов производства, повышение интереса частного бизнеса и приток молодых кадров.
Эти позитивные тенденции поддерживаются в том числе и в рамках государственной программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы». По словам Дмитрия Медведева, сказанным во время рассмотрения на заседании правительства данной программы, объем ее финансирования составит более 600 млрд рублей. При достижении программных показателей Россия уже в десятилетней перспективе может достичь доли в мировом судостроении в 3–5 %.

Вот несколько приоритетных задач, которые предстоит решить, – это формирование опережающего научно-технического задела, необходимого для создания перспективной морской и речной техники; обновление производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро; развитие кадрового потенциала.

К 2030 году планируется увеличить выпуск продукции гражданского назначения почти в 5 раз, добиться роста производительности труда как минимум в 4,5 раза, создать и модернизировать более 100 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, доля российской военной техники на мировом рынке должна превысить 15 %, а гражданской – как минимум 2 %.

По мнению министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, отрасли необходима концентрация на внутреннем высокотехнологичном заказе и отказ от бесперспективной конкуренции с Китаем, Японией и Южной Кореей, которые массово производят суда общего пользования. Поэтому в госпрограмме определены приоритетные рыночные ниши – военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой Северного морского пути и освоение шельфа, а также речное судостроение.

Отрасль должна обеспечить примерно 30 % внутреннего спроса за счет собственного производства как гражданской морской техники, так и другой продукции для обеспечения внутреннего пользования.

Заместитель Председателя Правительства, председатель Морской коллегии России Дмитрий Рогозин считает общенациональной задачей развитие отечественного судостроения на Балтике и Черном море. Шельфовое судостроение в основном планируется развивать на Дальнем Востоке, где будут сосредоточены заказы для нужд ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть» и других нефтяных компаний. На северо-западе России, по его оценке, целесообразно развивать строительство крупных судов, сложных с технологической точки зрения, в частности ледокольного флота.

В ближайшее время закончится разработка стратегии развития ООО «ОСК» – объединенной судостроительной корпорации, разрабатывающей 80 % всех судостроительных проектов в России, и в которую входят судостроительные, судоремонтные предприятия и проектные бюро. В стратегии, по словам Дмитрия Рогозина, будут комплексно увязаны направления гражданского и военного судостроения, поскольку крайне важно иметь перекрестное финансирование между этими двумя составляющими.

Поддержка отечественного судостроения осуществляется и на уровне Президента России. Владимиром Путиным принято концептуальное решение – максимальная загрузка отечественных верфей. Закупка иностранных судов и оборудования должна осуществляться лишь в крайних случаях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter