Визит слесаря со спичкой

История одного пожара .
История одного пожара

...Дело было в минувшем июне. Казалось бы, обыденная житейская ситуация: по вызову хозяев одного из домов в деревне Боровое Лельчицкого района прибыли специалисты газовой службы, чтобы заменить пустой газовый баллон на полный. Обычное дело! Хозяева - Петр Михайлович и Ксения Степановна Борисовцы - всегда опасались самостоятельно присоединять баллоны к газовой установке, предпочитая во всем полагаться на профессионализм слесарей Лельчицкого цеха газового хозяйства межрайонного производственного управления "Мозырьмежрайгаз". Так надежнее и безопаснее, полагали они. В тот злополучный день в семейной усадьбе гостили дети и внучка. Они-то и стали свидетелями трагедии.

...Слесарь Виктор Романов прошел в коридор к газовой установке, отсоединил пустой баллон и стал проверять проходимость газа в полном баллоне. Проверял... спичками. За его работой с недоумением наблюдали хозяйка с дочерью, считавшие, что делать это следует мыльным раствором. Однако слесарь действовал по-своему и попросил женщин выйти из коридора. И только они закрыли за собой дверь, как вдруг раздался хлопок и последовавший за ним необычный гул. "Словно реактивный самолет летел, - вспоминает Ева Гусак, дочь хозяев. - Я заглянула в коридор и увидела небольшое пламя над баллоном. С каждым мгновением оно росло. Романов бросился навстречу мне, хотел взять в доме воду. Но не успел. Только крикнул, чтобы все, кто есть в доме, срочно его покинули..."

В доме была вся семья. Люди выскочили в окно - кто в чем стоял. И только хозяйка вместе со слесарем пробирались через горящий коридор. Им, конечно, не удалось избежать ожогов. Огонь мгновенно захватил всю хату. Сын хозяев едва успел выгнать из гаража свой автомобиль - пожар стремительно распространялся по подворью. К приезду пожарных спасать уже было нечего. Сгорела не только хата, но и летний домик, коровник со свинарником, два гаража, овощехранилище, несколько сараев и забор. Даже сад погиб. Лишь банька уцелела. Вот в этой баньке и остались горевать Борисовцы по своей погибшей усадьбе. Но сначала им пришлось полежать в больнице. Ксении Степановне - подлечить ожоги, а Петру Михайловичу - восстановиться после сильнейшего потрясения. Да к тому же спасаясь, он упал, сломал ребра и поранил ими легкие.

Впрочем, причиненный Борисовцам имущественный и моральный ущерб сложно выразить словами. Ведь каково это - под старость стать бездомными?

А дальше ситуация начала развиваться непредсказуемо. После гибели усадьбы (произошедшей, заметим, не по вине хозяев) страховая компания насчитывает Петру Михайловичу и Ксении Степановне сумму, явно недостаточную для того, чтобы на новом месте возвести новый дом.

Остановлюсь подробнее на этой калькуляции: Борисовцы получили 11,5 миллиона рублей страхового возмещения. В то же время, за строительство более скромной усадьбы государственная строительная организация запрашивает 70 миллионов рублей! Сумма не с потолка взята - у Евы Гусак проект на руках. А ведь пострадавшим людям нужна еще хоть какая-нибудь мебель и одежда...

Ну а кто виноват? Человек "непросвещенный" скажет - газовая служба в лице своего представителя. Кстати, такими же "непросвещенными" оказались и сотрудники МЧС, назвавшие виновниками газовщиков. Ведь, казалось бы, в этой истории все черным по белому писано. Однако компетентная комиссия пришла совсем к иному выводу. Внимание! Виновато, оказывается, предприятие-производитель, поставившее баллон со скрытым дефектом! Вентиль в баллоне разрушился, вот и произошел взрыв. В то же время, по оценке комиссии, специалисты газовой службы - участники происшествия обладали всеми необходимыми профессиональными навыками и владели знаниями техники безопасности. А теперь - самое интересное. Производителя баллона установить не удалось, поскольку все маркировки на нем во время пожара были уничтожены.

Иными словами - виноватого не найти. Фактически - несчастный случай. И вот уже полгода Борисовцы судятся с Республиканским производственным унитарным предприятием "Гомельоблгаз" о взыскании причиненного ущерба.

Увы, но, вероятнее всего, им не удастся получить от газовщиков сумму, которой бы хватило на восстановление усадьбы. Как и сотни тысяч белорусских крестьян, Борисовцы не зарегистрировали свое подворье в Бюро технической инвентаризации. А по закону все, что не описано и не прошло первичной регистрации, есть не более чем самовольная постройка и подлежит сносу. И пусть в усадьбе было благолепие и многометровые бетонные дорожки. Все это теперь лишь призрак.

Уверена, что эта печальная история не послужит уроком сельским жителям. Никто из сельчан не будет сегодня регистрировать свою усадьбу, если только не возникнет перспектива продажи или передачи в наследство. Потому что даже первичная регистрация обходится крестьянину в существенную сумму. И далеко не все из них смогут выложить 80 тысяч рублей, а то и более за "бумажку", в которой они не видят надобности в обычных условиях. Как призналась дочь потерпевших Ева Гусак, самое ужасное во всей этой истории - отношение многих чиновников к старикам-погорельцам. Словно ее родители виноваты в случившемся и выклянчивают халявные деньги за несуществующий ущерб. Именно это словосочетание - "халявные деньги" - им приходилось слышать неоднократно в различных инстанциях. Только почему халявные? Не случись пожар в результате визита газового слесаря, Петр Михайлович и его семья никогда и ни у кого не требовали бы возмещения ущерба. Они просто хотят жить так, как жили до последней замены баллона со сжиженным газом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter