На том конце провода — бодрый голос: такой точно не ожидаешь услышать, зная, что человек работает дни напролет. «Это я в море искупался впервые за неделю, оно все напряжение снимает», — объясняет Николай. Освежиться в прохладной вечерней воде — то немногое, что может себе позволить команда авиаторов.
— В кабине в такую жару чувствую себя прекрасно, в обморок не падал, — смеется молодой человек. А потом уже серьезно добавляет: — То, что происходит на земле, — это почти ад. Страшно видеть, как у людей горят дома, представлять, что стихия сделала с их жизнями. Пожар ушел на 18 километров от Мармариса — в ближайшую деревню, которую сейчас эвакуируют. Вот тут я впервые увидел контраст: люди из других районов сплотились и приехали на подмогу, а туристы продолжают отдыхать, будто ничего не происходит. Паника есть, но власти стараются все организовать, чтобы обошлось без жертв.Команда белорусов живет в трехзвездочной гостинице, но их быт мало похож на туристический. Подъем в 5 утра, полчаса на сборы, завтрак с экипажем, а потом — вертолетная площадка и бесконечные полеты.
— Обычно за завтраком обсуждаем планы на день и почти молимся, чтобы наконец пошел дождь. Взлетаем на рассвете, в 06:20, и работаем в воздухе два часа, до первой заправки. Все это время нас направляет турецкий координатор — в первую очередь сбрасываем воду там, где есть поселения, а потом уже спасаем леса. Процесс рутинный: подлетаем к морю или специальному бассейну, прикрепленным к вертолету баком черпаем воду и доставляем ее в нужную местность. Это занимает 6 минут, но порой справлялись и за две. Садимся на заправку топливом и 40 минут отдыхаем — в это время я обливаюсь водой и очень много пью, примерно пять литров в день. Затем все повторяется. Работаем на вертолете Ми-8, он может поднять 3 тонны воды, а за смену получается 300 тонн. Часто тушим и в горах, но выше, чем на 1700 метров, обычно не поднимаемся. Я, кстати, высоты боюсь, правда, когда нахожусь в вертолете, об этом забываю (смеется).
В отель спасатели возвращаются после 20:00: ужин, общение с родными и сон. Так — два месяца без выходных. Держаться помогает чувство долга и благодарность людей.
— Вчера подошла туристка из Англии — узнала, что мы пилоты, решила сказать спасибо. И в соцсетях много пишут, особенно местные: «Если бы не вы, моя семья могла погибнуть». Это дорогого стоит. Но все равно сложно стереть из памяти происходящее: я вижу огонь и дым, даже когда закрываю глаза.
КОМПЕТЕНТНО
Тадеуш Курсевич, начальник авиации МЧС:
— Я недавно был с нашими ребятами в Турции: очень сложно подобрать слова, чтобы описать, какой кошмар там происходит. Полыхает от Антальи до Бодрума, огонь буквально выжигает города, выгоняя жителей из своих домов. Белорусским спасателям сейчас крайне тяжело. Работает два экипажа (на вертолетах Ми-8), всего 13 человек — очень опытные и выносливые бойцы. К слову, в Турции находятся не только белорусы, но и специалисты из Новой Зеландии, Словакии, России — в общем, география солидная.
От этого вдвойне приятно, что турецкие коллеги больше любят работать с нами как представителями МЧС. Думаю, все дело в профессионализме и субординации — все же военные люди.
В Турцию на тушение пожаров спасатели летают с 2009-го, а за два года до этого работали в Греции. Для нас это, безусловно, опыт — подготовка летного состава в горах, в условиях высочайших температур и турбулентности в нашей стране невозможна.
К тому же на своих бортах мы несем флаг Беларуси.
Обычно бойцы вылетают из Минска 26—27 апреля, но в этом году произошло климатическое смещение, поэтому экипаж прибыл 10 мая. Мы работаем до середины октября с возможностью продления — чаще заканчиваем в ноябре. Смена состава происходит раз в 2—2,5 месяца. Стараемся отправлять не только опытных спасателей, но и молодежь, чтобы под руководством старших товарищей ребята получали ценнейшую практику.
glushko@sb.by