Византийские штучки?

Визит делегации БНФ "Адраджэньне" в конце августа в Москву вызвал хоть и запоздалую, но неожиданную и странную реакцию в некоторых СМИ.
Визит делегации БНФ "Адраджэньне" в конце августа в Москву вызвал хоть и запоздалую, но неожиданную и странную реакцию в некоторых СМИ. Неожиданную потому, что получать интересующую вас информацию непосредственно из уст представителей противоположной стороны является нормальной практикой в цивилизованном мире. При этом исключается возможное искажение этой информации журналистами. А странной реакция даже такой солидной газеты, как "СБ", является потому, что вместо того, чтобы обратиться непосредственно к виновникам сенсации, она использует слухи и гипотетические соображения. В результате получается "испорченный телефон" и действительно интересная информация не доходит до читателя.

На этом я хотел бы закончить критическую часть и перейти к позитивному изложению событий. Я написал "делегации БНФ" не случайно. Из 11 белорусских участников "круглого стола", который был организован Советом по внешней и оборонной политике, 6 представляли руководство Партии БНФ. Один - руководство ОГП. Остальные выступали как эксперты. В их число входил и наиболее критикуемый белорусскими СМИ Я.Романчук. Но как эксперт он имел право излагать свои личные, а не партийные мнения.

Итак мы получили приглашение принять участие в "круглом столе" в начале августа. И не бросились "сломя голову", как пишет И.Погранзон в "СБ" за 9 сентября, а оговорили условия. Встреча должна носить публичный, а не закрытый характер. Потому что планировалась встреча с группой влиятельных московских политологов. И нужно было избежать кривотолков. Так что на "круглом столе" присутствовали представители московской прессы, а делегация БНФ по возвращении в Минск сразу же провела пресс-конференцию. Никаких обязательств сохранять тайну ни мы, ни москвичи не нарушали. Было принято только правило "чатам хауз" - не делать ссылок на авторов той или иной мысли.

И еще одно предварительное замечание. Мысль о десятилетней паузе в контактах с московской политической элитой была высказана мною. Но относилась она исключительно к контактам БНФ. ОГП, как известно, имеет регулярные связи с СПС. Поэтому слова И.Погранзона о том, что "кремлевская элита была занята собой и на белорусских политиков смотрела как на некую биомассу", могут быть отнесены только к БНФ. Но они-то и проясняют всю глубину непонимания автором кремлевской элиты и кремлевской политики. Эта политика имеет многовековой опыт развития. Она впитала и развила принципы хитроумной византийской дипломатии. Поэтому десятилетнее "незамечание" БНФ говорит, скорее, о том, что именно БНФ кремлевская элита рассматривала как наиболее серьезного оппонента своей политике. До определенного момента. Пока таким оппонентом не стала действующая власть. Об этом говорит и наше первоочередное приглашение для политологических дискуссий. Одновременно оно - сигнал для А.Лукашенко. Что это за сигнал - об этом ниже.

Но некоторую пикантность ситуации москвичи объяснили очень просто и точно. Встреча с принципиальными "незалежниками" политологам необходима потому, что белорусские "правые" не имеют в Москве соответствующих партнеров. Ибо московские "правые" - космополиты. К этому добавить нечего. Разве что некоторые наблюдения о загадочном русском характере.

На встрече стороны обменялись последними данными социологической науки. В том числе и по актуальной проблеме интеграции. И если белорусская социология свидетельствовала о возрастающей поддержке независимости - только 7% составляли исключение, то в России за объединение с Беларусью выступает 70%. При этом на вопрос, кому объединение выгодно, около трети всего населения считает, что Беларуси. Таких в 4 раза больше чем тех, кто считает объединение более выгодным для России. То есть две трети россиян за объединение, от которого не видят для себя выгоды! И им безразлично, видят ли выгоду для себя те, с кем они хотят объединиться. Это и есть та черта национального российского менталитета, которую можно назвать миссионерством или экспансионизмом. Как кому нравится.

Мы также обратили внимание москвичей на тот факт, что оппозиционные политические партии в Беларуси поддерживает примерно третья часть населения. И это при том, что они не имеют доступа к государственным СМИ и не представлены в парламенте. И при том, что около двух третей населения боится высказывать свои политические взгляды. С другой стороны, в Беларуси нет организованной партии власти, а развитию партийной системы препятствует архаичный мажоритарный избирательный закон. Поэтому оппозиционные политические партии в преддверии очередных выборов стремятся к объединению, чтобы преодолеть пресловутый административный ресурс.

В политической жизни России партии играют главную роль. Их относительное влияние в обществе стабилизировалось, и новая Государственная дума, по мнению политологов, будет мало отличаться от нынешней, разве только увеличится количество сторонников белорусского Президента да какая-либо из двух правых партий не преодолеет 5-процентный барьер. Однако белорусская делегация оспорила мнение московских политологов о том, что российская политическая система демократична, а белорусская - авторитарна. Мы не могли спорить с тем, что в Беларуси нет демократии, но и российская "управляемая демократия" с ее цензурой в СМИ, бесконечной колониальной войной на Кавказе и разгулом криминала не является тем идеалом, к которому должна стремиться Беларусь. И вместе с тем в Москве есть завоевания, которым можно подражать. Например, избирательное законодательство.

В оценке внутриполитического положения что в России, что в Беларуси согласия было больше, чем при оценке развития российско-белорусских отношений на пути сближения с Европой. С самого начала обнаружилось принципиальное различие позиций по этому вопросу. Белорусская делегация видела будущее Беларуси в объединенной Европе. Российская сторона, хоть и была представлена "западниками", была значительно осторожнее в своих прогнозах. Из высказываний московских политологов вытекало, что российская политическая элита не сделала окончательного выбора и колеблется в своих симпатиях между США и Европой. Российский бизнес, по их словам, считает, что в ЕС "слишком много социализма", а РФ и США объединяют такие проблемы, как борьба с терроризмом, распространение оружия, энергетическая безопасность и Китай.

Нашу уверенность в европейском будущем Беларуси москвичи опровергали примерно такими словами: "Вас никто в Европу не пустит, пока у власти будет А.Лукашенко. А потом вам потребуется не менее 10 лет, чтобы выполнить условия интеграции в ЕС". "Тем временем, - продолжали они агитировать нас за интеграцию с РФ, - Россия как член ВТО установит равноправные экономические отношения с Европой и добьется существенного смягчения визового режима и вы окажетесь в изоляции". В этих словах было много правды. Но не было уверенности, что европейская ориентация Кремля не сменится на евроазиатскую после очередных выборов. И присутствовала априорная убежденность в нереформируемости белорусской власти.

Это был самый слабый пункт в московской аргументации за российско-белорусскую интеграцию. Поэтому, когда С.Караганов задал вопрос о том, чем Москва может помочь белорусской демократии, я попросил его повоздействовать на Кремль с тем, чтобы В.В.Путин публично поддержал четыре условия демократизации Беларуси. Эти условия были сформулированы не белорусской оппозицией, а ОБСЕ в 1999 г. "Демократическая" Москва вполне может (и даже обязана) помочь их реализации. А это откроет Беларуси все двери в Европу. И политические, и экономические. И тогда, вполне возможно, мы будем лоббировать в Европе интересы России. Но московские политологи не взялись выполнить эту просьбу.

Подводя итоги интересных дискуссий, которые продолжались целый день, В.Никонов сказал: "Лиха беда начало". И пообещал, что Совет по внешней и оборонной политике продолжит встречи с различными группами белорусской оппозиции. Это намерение проясняет смысл сигнала, посланного Москвой Минску. За три года до истечения президентских полномочий А.Лукашенко московская политическая элита приступила к поиску его преемника. По различным оговоркам, замечаниям и репликам во время дискуссии можно сформулировать и основные требования, предъявляемые к первой персоне. Это должен быть промосковски настроенный сторонник "управляемой демократии" и либерал американского образца без социалистических иллюзий.

Тот факт, что анонсированную серию встреч открыла партия БНФ - наиболее последовательный оппонент интеграционным инициативам А.Лукашенко, говорит о необратимости изменений в белорусской политике Москвы. По крайней мере, на ближайший период. Это, я полагаю, не только вносит новые драматические нюансы в новейшие белорусско-российские отношения, но и заставляет и оппозицию внимательно анализировать всю доступную информацию.

Юрий ХОДЫКО, зам. председателя ПБНФ.

Вместо комментария

Прежде всего хочу поблагодарить уважаемого профессора за столь пространный отклик на мой комментарий, поскольку он (отклик) подтверждает, что нашу газету читают представители самых разных политических направлений. Теперь по существу. Разумеется, никто не против того факта, что белорусские политики имеют полное моральное и юридическое право встречаться со всеми, с кем заблагорассудится. Речь в комментарии шла о другом. В течение последних лет все мы являемся свидетелями потрясающего феномена: пребывание на любом зарубежном мероприятии некоторые минские политики используют как возможность побольнее ударить по имиджу своей страны! Невозможно представить, чтобы так вел себя в Риме английский политик, а германский - в Париже. Понятно, что чаще всего речь идет о банальной саморекламе, но тем не менее... Надеюсь, Вы, господин профессор, со мной согласитесь, что все это не только надоело, но также и не выглядит высокоморально... Да и Ваша "просьба" к Путину о "содействии" тоже не выглядит респектабельной. Пусть россияне сами разберутся со своими "мухами и котлетами". Один "Юкос" чего стоит...

Со многими мыслями Вашего материала я согласен. В частности, о том, что, несмотря на политическую "полифонию", все ответственные силы страны должны ясно понимать, что главное - сохранить и укрепить суверенность Беларуси. Не очень разделяю Вашу убежденность, что московские "аналитики", проводившие то мероприятие, представляют какую-то влиятельную силу и выполняют особо ответственное поручение на предмет "зондажа" в отношении "преемника" А.Лукашенко. Вы не первый год в политике и понимаете, что такие люди, как г-н Караганов, весьма удалены от серьезных кремлевских центров по принятию решений. Да, важно надуть щеки, изобразить фигуру, "приближенную к государю-императору", - на это некоторые московские политологи большие мастаки. Но давайте не забывать, чем закончилось "политологическое сопровождение" Караганова некоторых кандидатов на пост Президента России в 1996 году. Вряд ли стоит думать, что у налаживаемых им ассамблей, кроме слововерчения, есть еще какой-то более серьезный смысл... Это с одной стороны. С другой - минским и московским мыслителям и впредь не возбраняется встречаться, обмениваться большими, средними и малыми мыслями. Почему нет? Как говорил Павел Иванович Чичиков, любые путешествия имеют пользу хотя бы в "геморроидальном смысле"...

Иван ПОГРАНЗОН.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter