Большой театр оперы и балета сегодня открывает новый сезон

«Витовт» расправляет плечи

Самый густонаселенный и нарядный театр страны — Большой сегодня открывает новый сезон...

Самый густонаселенный и нарядный театр страны — Большой сегодня открывает новый сезон. Разумеется, премьерой. Балет «Витовт» — спектакль, без преувеличения, масштабный. Впервые за последние 15 лет труппа пытается создать сугубо национальный продукт, и все здесь оригинальное — и либретто, и музыка, и хореография. На правах худрука балетной труппы постановщик Юрий Троян отобрал в премьеру самых крупных танцовщиков. Театральные цехи сшили сотни исторических костюмов. Художники построили многотонную конструкцию зубра. Зверю суждено сегодня первым подняться на сцену из нижних слоев театра. Захваченному чудной машинерией и размахом происходящего, зрителю будет непросто разобраться в спектакле, где нет привычных глазу белых и черных лебедей. Станет ли «Витовт» визитной карточкой Большого? Увлечет ли новое название в афише импортных импресарио? Будем следить. Во всяком случае, публика предстоящим шоу заинтересовалась мгновенно: на ближайшие два дня билеты на премьеру полностью раскуплены.


Витовт — фигура манящая и загадочная. Когда–то в Купаловском театре с успехом шел блестящий исторический спектакль «Князь Витовт» Валерия Раевского, от которого все опешили. И вот снова из глубины веков перед нами предстает личность великого государя, на этот раз на балетной сцене. Премьеру анонсируют так широко, что даже соседи–литовцы заволновались, опубликовав недавно в одной из газет реплику ученых: так чьих же князь будет? Очевидно, авторы нового балета вправе считать Витовта частью и нашей истории. В основе либретто — пьеса крупнейшего драматурга Алексея Дударева.


События в спектакле «Витовт» происходят в конце XIV — начале XV века в Великом княжестве Литовском, в также Королевстве Польском. Сюжет основан на фактах реальных, описанных в хрониках, — пленение Витовта и всей его семьи двоюродным братом Ягайло, побег Витовта из Кревского замка; и на событиях вымышленных — на них строится лирическая линия отношений Витовта и его будущей жены Анны. В ночь на Купалье юные Витовт и Ягайло в костюмах охотников оказываются в самом центре праздника, оба очарованы Анной, но ее избранником становится Витовт. Ягайло отвергнут — он не может с этим смириться и обещает отомстить...

Автор дивной музыки к балету Вячеслав Кузнецов утверждает, что ему было весьма интересно, как композитору проникнуть в глубину веков и почувствовать себя частью этого драматического действа:


— Наш спектакль — это не учебное пособие по истории, скорее, сценическая фантазия. У нас есть захватывающий сюжет, в нем и любовь, и измена, и предательство, и батальные сцены, и яркие образы героев. Это именно то, что нужно для настоящего балетного спектакля. Витовта мы попытались сделать настоящим воином, умным и мужественным, влюбленным в Анну — хрупкую и нежную. Ягайло — тоже сильный воин, но мы внесли в его тему немного коварства, скрытности, тайны. Королева Ядвига — гордая и волевая. Особую атмосферу в спектакле создают Черный Человек и Белый Шут, между ними есть тонкая напряженная интрига. Яркие контрасты в спектакле не дают расслабиться, на них во многом построена интереснейшая сценография Эрнста Гейдебрехта, отличающаяся зрелищностью и грандиозностью. Оркестр театра еще год назад сделал рабочую запись балета. Могу сказать, что работа музыкантов и дирижера Вячеслава Волича — это высочайший профессиональный уровень. Все остальные впечатления — после премьеры.


Хореограф–постановщик Юрий Троян предупредил, что создателям спектакля хотелось представить свое понимание того, что было в нашей истории, а может быть, и того, чего не было. Ведь именно так создаются легенды: веками народная молва лепит образ великого человека, передает из поколения в поколение истории, расцвечивая их все новыми красками, и становится уже невозможно отделить правду от вымысла:


— На примере Витовта мы видим, насколько важно, чтобы в определенные исторические моменты в государстве появлялся настоящий лидер: сильный, высокоинтеллектуальный, обладающий независимым характером и волей, умеющий добиваться исполнения своих идей и решений, способный постоять за свою страну и народ. Мне кажется, сегодня это очень актуальная тема.


— Юрий Антонович, в долгих поисках национального героя ваш театр снова попал в личность великого князя. Почему?


— Вы так говорите, словно знаете много балетов, посвященных Витовту. Еще раз подчеркну, выстраиваем на сцене новое произведение искусства, первыми создаем хореографическую легенду. Конечно, нельзя уместить долгую, сложную и насыщенную событиями жизнь Витовта в один спектакль, поэтому мы сконцентрировали свое внимание на его молодых годах, времени его становления.


Коварная забава постановщиков — до последней репетиции не говорить солистам балета, кто именно из них первым выйдет на сцену в день премьеры. Всего «Витовта» репетируют 4 состава танцовщиков, но к премьере Юрий Троян остановился пока на двух. Итак, роль Анны сегодня исполнят Ирина Еромкина или Людмила Хитрова, Витовта лучше других танцуют Антон Кравченко и Игорь Оношко, блистают в партии Ягайло Юрий Ковалев и Олег Еромкин, величественную Ядвигу репетируют Ольга Гайко и Александра Чижик.


Кроме талантливых солистов, на которых смотреть одно удовольствие, зрителей ждут впечатляющие картины женских гаданий, балов, сложные любовные дуэты с умопомрачительными поддержками и много чего еще необычного. Я, например, на генеральном прогоне была потрясена уже в прологе, когда над сценой воспарил нашпигованный фонарями величественный зубр. Люблю, знаете, экстрим в театре. А сегодня как раз такой день, когда все самое интересное происходит в Большом.

 

Советская Белоруссия №166 (24303). Четверг, 5 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter