Витебские леса стали меньше гореть

Лес всегда был одним из надежных источников валюты для страны. Однако мировой финансовый кризис в 2009 году и резкое снижение спроса на балансовую древесину и пиломатериалы подтвердили очевидное: решение создавать в лесной отрасли новые производства и добиваться глубокой переработки было верным.

Главная задача, которая сейчас стоит перед лесной отраслью, — повышать эффективность и увеличивать собственные доходы. Как справляется
с этим лесное хозяйство Витебской области?

Что имеем

Витебскую область можно по праву называть как озерным, так и лесным краем, ведь лес занимает более трети территории северного региона, а расчетная лесосека области составляет четверть республиканской. Общая площадь лесного фонда Витебского государственного производственного лесохозяйственного объединения составляет почти 1,5 миллиона гектаров, лесом покрыто 90 процентов этих земель. Наибольшее количество лесов сконцентрировано в Россонском, Полоцком, Лепельском, Докшицком, Городокском районах.

— Особенностью Витебщины является соотношение хвойных и мягколиственных пород, — говорит генеральный директор ГПЛХО Виктор Казловский. — Более половины лесов нашего лесохозяйственного объединения представлена мягколиственными деревьями (ольха, береза, осина), произрастающими в типичных для них условиях — на пониженных местах с избыточным увлажнением. Так что 45 процентов территории лесосечного фонда находится на заболоченных, пониженных местах, а около 100 тысяч гектаров — это вовсе топкие болота. И хотя расчетная лесосека по Витебскому ГПЛХО составляет почти два миллиона кубометров, воспользоваться этим богатством в полной мере невозможно из-за труднодоступности. Так, в прошлом году мы освоили 66 процентов общего объема расчетной лесосеки, в том числе 90 процентов по хвойному хозяйству и 54 процента — по мягколиственному, при этом по сравнению с 2009 годом объем освоения вырос на 92,4 тысячи кубометров. Чтобы была возможность заготовить всю ликвидную древесину, надо строить больше лесохозяйственных дорог, только это долгий и очень дорогой процесс — стоимость одного километра доходит до 350 миллионов рублей.

В нынешнем году на лесохозяйственные дороги выделено почти 5 миллиардов рублей, строительство продолжится в Оршанском, Верхнедвинском, Поставском и Суражском лесхозах. В последнее время на Витебскую область приходилась четвертая часть лесных дорог, которые строились в стране, но это всего 15—25 километров в год, причем бюджетное финансирование дорожного строительства в лесу постоянно сокращается. А такие дороги нужны не только для того, чтобы заготовить и вывезти древесину. Они необходимы для ухода за насаждениями и охраны лесов от пожаров.

Как храним

О труде работников леса городские жители знают не много и вспоминают о них только тогда, когда приходит беда. Прошлогодние пожары в России наглядно показали значимость лесных хозяйств, главная задача которых — охранять и восстанавливать зеленое достояние. Ведь мало посадить леса, их важно сохранить и вырастить. Например, сосне, чтобы она была готова к рубке, требуется как минимум 81 год. А дубу — 121 год. И чтобы они выросли высокими, ровными, толстыми и принесли экономический эффект, за ними нужен постоянный уход, ведь лес, как всякий живой организм, стареет, болеет и теряет деловые качества.

В Беларуси за каждый кусочек леса отвечает конкретный человек. Лесник следит за тысячью гектаров, мастер, у которого в подчинении пять лесников, отвечает уже за 3—5 тысяч гектаров, лесничий, у которого три мастера, ответственен за 10 тысяч гектаров. В состав Витебского ГПЛХО входят 17 лесхозов, которые в свою очередь делятся на 133 лесничества, 429 мастерских участка и 1566 обходов.

Грамотно и своевременно проведенные профилактические мероприятия даже в аномальную жару не позволили пламени разгуляться в лесу и на болотах. В прошлом году на Витебщине пожарными расчетами потушено около 40 возгораний, в результате которых пострадало почти 30 гектаров насаждений.

— Опыт работы в условиях аномально жаркой погоды был детально проанализирован, и в этом году мы много внимания уделили подготовке к пожароопасному периоду, — рассказал начальник отдела охраны и защиты леса ГПЛХО Владимир Коньков. — Была закуплена необходимая техника для пожарно-химических станций лесничеств, отремонтированы 15 и построены 27 пунктов противопожарного инвентаря, приобретены 396 комплектов огнезащитной одежды и 532 комплекта средств защиты органов дыхания и глаз. Прошлым летом существенным подспорьем в борьбе с пожарами стали установленные на пожарных вышках системы видеонаблюдения. Они не просто визуально обнаруживали возгорания, но и, выводя картинку на монитор, позволяли точно вычислить координаты зарождающегося пожара. В этом году системы видеонаблюдения установлены в Оршанском и Лепельском лесхозах, а всего по области их уже 14. На приобретение и ремонт средств пожаротушения потрачено более миллиарда рублей. Работа на упреждение дала свои результаты: в этом году в лесном фонде зарегистрирован 21 случай лесных пожаров на общей площади 8,17 гектара, что намного меньше прошлогоднего показателя.

Плантации новогодних елей

Лес растет очень медленно, и, увы, ольха и осина в разы обгоняют ель и сосну. Если не следить за этим, человек никогда не будет иметь нужного прироста деловой древесины. При естественном возобновлении леса, как утверждают специалисты, из 100 семян жизнеспособными оказываются лишь 1—2. А полученные с элитных плантаций, созданных руками человека, имеют не только высокую всхожесть, но и улучшенные наследственные свойства.

— Весной этого года мы высадили сеянцы и саженцы на площади 3817 гектаров, на 417 гектаров больше запланированного, — говорит главный лесничий ГПЛХО Юрий Липский. — Больше тысячи гектаров малоценных насаждений заменили на лесокультурные, заложили 14 гектаров плантаций быстрорастущих древесно-кустарниковых пород для топливно-энергетических целей. Заложены плантации новогодних елей — на шести гектарах их высажено почти 27 тысяч штук. Для восполнения зеленого богатства используем наши семена и саженцы. Их производством в области занимаются девять постоянных и три базисных питомника — в Полоцком, Лиозненском и Глубокском лесхозах. Основные выращиваемые породы: сосна, ель, ясень, дуб черешчатый, лиственница.

В целом, по словам Юрия Липского, по объединению наметилась тенденция к ежегодному увеличению удельного веса создаваемых лесных культур селекционным материалом с 9,1 процента в 2006 году до 30,6 процента в 2011-м. К 2015 году данный показатель в соответствии с утвержденной программой развития лесного хозяйства должен составить не менее 35—40 процентов, что позволит в значительной мере улучшить качественный показатель искусственно создаваемых лесных насаждений.
Лесовосстановление за пятилетку по области проведено на площади 43 тысячи гектаров. А с 2000 года заложено более 70 тысяч гектаров лесных культур. Значительные их объемы были созданы на землях, вышедших из сельскохозяйственного пользования. И лет через пятьдесят этот лес станет настоящим подарком для наших потомков.

Приоритет — глубокая переработка

Лес всегда был одним из надежных источников валюты для страны. Однако мировой финансовый кризис в 2009 году и резкое снижение спроса на балансовую древесину и пиломатериалы подтвердили очевидное: решение создавать в лесной отрасли новые производства и добиваться глубокой переработки было верным. Усиленно работают над техническим переоснащением лесхозов и в Витебской области. Сегодня здесь уже три завода по производству пеллет — в Толочине, Богушевске и Бегомле.

— Вот что мы теперь делаем из опилок, — с особой гордостью говорит главный инженер ГПЛХО Николай Привалов, показывая плотные коричневые гранулы. — Ни уголь, ни мазут не сравнятся с этими гранулами. Экологически чистое топливо. В Европе его широко используют для обогрева энергостанций. Копоти, грязи нет, а отдача довольно большая: одна тонна заменяет полтонны дизельного топлива. Сегодня за одну тонну таких гранул европейцы дают 90 евро, и спрос на пеллеты в ближайшие годы будет только расти.

Пеллетные производства — только небольшая часть модернизации лесхозов Витебщины. В рамках реализации инвестиционной программы Минлесхоза за 2010 год лесхозами ГПЛХО привлечено инвестиций в основной капитал на сумму 33,3 миллиарда рублей, на 36 процентов больше запланированного, в том числе иностранных инвестиций — 1,7 миллиона долларов (Бегомльский, Верхнедвинский, Лепельский, Толочинский и Россонский лесхозы).

Всего в текущем году планируется инвестировать в основной капитал 42,5 миллиарда. Свыше 10 миллиардов планируется направить на приобретение лесозаготовительной техники и лесовозных машин. Часть инвестиций будет направлена на модернизацию деревообрабатывающих производств и выпуск древесного топлива. В частности, около 2 миллиардов планируется вложить в реконструкцию лесопилок и создание сушильных производств в Оршанском и Дретунском лесхозах. Наладить выпуск топливных брикетов предстоит в Суражском лесхозе, в нескольких лесхозах прорабатывается вопрос об организации производства виноградного кола — продукции, за которую в странах Прибалтики платят 80 долларов за кубометр.

Охота как работа

Витебщина — прекрасное место для охотников и рыбаков. Многочисленные озера, обилие дичи (здесь самый высокий в Беларуси лимит добычи копытных) привлекают многочисленных туристов. Часть лесного массива северного региона арендует более 60 субъектов, и это самый большой показатель в республике. Круглый год в Витебскую область с удовольствием приезжают на охоту россияне, европейцы весной едут поохотиться на глухаря и тетерева, а осенью — на лося и оленя. Этой весной приезжали туристы из Польши, Чехии, Италии, на сентябрь заявки на добычу трофейного лося уже есть в Россонском и Лепельском лесхозах от охотников из Литвы и Австрии.

— Доходы от охотничьего хозяйства из года в год увеличиваются, — говорит главный охотовед Витебского ГПЛХО Дмитрий Дикович. — Например, в прошлом году охотхозяйства принесли нам чуть больше миллиарда рублей, а в этом году всего за шесть месяцев выручка составила 980 миллионов. За январь—июль лесоохотничьими хозяйствами проведено 98 охотничьих туров, принято 220 иностранных охотников.

Лесоохотничьи хозяйства есть во всех лесхозах Витебской области, за исключением Дретунского и Толочинского. Площадь арендуемых охотничьих угодий составляет 520 тысяч гектаров, или 15 процентов всех охотничьих угодий области, работают 20 домов охотника. Только в этом году планируется ввести в эксплуатацию еще пять таких домов — в Богушевском, Бегомльском, Поставском и Суражском лесхозах, идет реконструкция дома охотника в Россонском лесхозе. Туристическая база развивается с учетом того, что отдых в лесу привлекает не только охотников, но и любителей агроэкотуризма — когда лесная “вилла” имеет все удобства и оборудована бытовой техникой, она становится прекрасным местом и для дружеских вечеринок, и для семейного отдыха.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter