Витебские “кулибины”

Изобретательство, наверно, сродни серьезному недугу. Чаще всего болезнь эта — хроническая.

Изобретательство, наверно, сродни серьезному недугу. Чаще всего болезнь эта — хроническая.

Жил себе витеблянин с “редкой” фамилией Иванов. Жил, как все пенсионеры, спокойно, без суеты. Ничего не изобретал и не совершенствовал... Но где-то в глубине его “я” тлел, едва теплился дух творческой неудовлетворенности. В свое время усовершенствовал он электроискровые установки, которые выпускал его родной завод “Эвистор”. По подсчетам рационализатора повышение производительности установки в четыре раза должно было принести разработчикам около 20 тысяч рублей (по тем временам — четыре автомобиля). Но “прокатили” Михаила Павловича. Он даже судился с Министерством машиностроения. Случай в годы “застоя” уникальнейший. В конце концов, согласился на отступные — получил-таки 2 тысячи и... дал себе слово — никогда больше изобретательством не заниматься. Но попался “завязавшему” пенсионеру на глаза журнал со статьей, и он нарушает обет, мотивируя это тем, что давал слово еще в старом государстве. А в материале речь шла о вариантах современных паросиловых установок. Но сначала “для разминки” придумал Иванов и запатентовал (как обозначено в заявке) “удочку для ловли рыбы на мормышку, содержащую хлыстик с электромагнитом, рукоятку с размещенным в ней генератором электрических импульсов”. Говоря нетехническим языком, рыбак может эту навороченную штуку установить и отдыхать — приманивать рыбу она будет сама. Изобретатель на это “чудо” наловил великое множество подлещиков, плотвы, окуней. Жаль, из заинтересованных лиц на ивановскую удочку не клюнул никто — производители не стали заниматься “мелочевкой”. За пенсионный период своей жизни зарегистрировал Михаил Павлович заявки на четыре изобретения. Три из них связаны с паросиловыми установками. На Западе экспериментальные образцы автомобилей с подобными двигателями уже стали выпускать ведущие автомобильные концерны. Плюсы у такой техники следующие: работает на любом топливе, нетоксична, дешевле в изготовлении, бесшумна. Но эра паровых автомобилей в обозримом будущем не наступит — никто не станет ставить крест на бензиновых двигателях, никто не позволит свернуть работу нефтяных и нефтеперерабатывающих “монстров”. Стоит ли загружать мозги пусть и благородной, но недосягаемой целью? Да и чем может облагодетельствовать человечество упрямый витебский “кулибин”? “Могу! Тем же прямоточным парогенератором”, — уверенно заявляет Иванов. Он глубоко убежден, что его применение позволит экономить огромные энергоресурсы. Главное достоинство парового котла в том, что он может работать в любом положении и пространстве. Его можно использовать на теплоэлектростанциях, кораблях, самолетах и автомобилях. Автор считает, что парогенератор в автомобиле позволит в пять(!) раз сократить вредные выбросы, избавиться от коробки передач, сцепления, воздушного фильтра и глушителя. В общем, использование решений из заявки № 19990191 позволит создать столь желанный “зелеными” экологически чистый автомобиль. Реалистически настроенный изобретатель надеется, что кто-то заинтересуется его идеями... Ведь до Второй мировой войны в Европе летал почтовый паровой самолет фирмы “Беслер”, а по Лондону сегодня бегают несколько паромобилей. Еще один витебский изобретатель решил избавить человечество от... неприятных запахов в быту. Кажется, что задачу Геннадий Ерошкин поставил пред собой совершенно неразрешимую и тем не менее “Шарбон” (так назвал он свое детище) действует. И что примечательно, весьма эффективно. На одноименном сайте в Интернете читаем: “Бытовой поглотитель неприятного запаха “Шарбон” — идеальное средство для создания и поддержания в закрытых помещениях и предметах домашнего обихода состояния воздушной среды, наиболее благоприятного для самочувствия людей, хранения продуктов; для очистки и осушения воздуха”. Кажется, уж больно мудрено. Вовсе нет. Достаточно поставить маленькую баночку с чудо-порошком в холодильник, и неприятный запах не будет тревожить обоняние целых полгода. То же и с хлебницей. Хлеб не плесневеет и долго не черствеет. Но и с этим изобретателем не особо церемонятся. Нет пока ни партнеров, ни желающих создать совместное, кстати, экологически чистое, производство. Сайт посещают, а на предложения что-то не клюют. Выгоды своей в упор не видят. Ситуация с нашими изобретателями похожа на историю с журналом “Наука и жизнь”. Говорят, что японцы крайне внимательно изучали каждый номер. А потом технические новинки воплощали в жизнь. Так и получилось “японское чудо”. Но хочется, чтобы в мире знали, что белорусская земля по-прежнему рождает “собственных Платонов и щедрых на разум Невтонов”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter