У известного композитора Аарона Копленда витебские корни

«Витебск» для фортепиано, скрипки и виолончели

Недавно прочитал переводную книгу о музыке ХХ столетия. И уподобился кошке из старого английского стишка, самым ярким впечатлением которой при посещении королевского дворца была увиденная там мышка. Должен пояснить, что в течение многих лет я отыскиваю выдающихся людей, рождением или иным образом связанных с моим родным городом Витебском. Так вот, свою мышку в этой книге я тоже обнаружил. Многие ее страницы посвящены Аарону Копленду, композитору, пианисту, писателю, общественному деятелю, родившемуся в 1900 году в Нью–Йорке и прожившему долгую и яркую жизнь.


Разумеется, об этом композиторе мы в Витебске, как и весь крещеный (и некрещеный) мир, знали. Известно было и то, что он автор опер, симфоний, балетов и прочих произведений во всех жанрах классической музыки, в том числе трио для фортепиано, скрипки и виолончели под названием «Витебск». Произведение, надо сказать, непривычное для человека, воспитанного на Моцарте и Чайковском, а тем более на попсе. Эксперты же, знающие толк в современной высокой музыке (по образцу «высокая мода»), считают это произведение шедевром.

Аарон Копленд

Почему же именно «Витебск», а не «Гомель», «Пинск», «Могилев», а также не «Ковно» или «Вильно»? Два последних названия я вспомнил не случайно. Как утверждают известные мне источники, родители Копленда прибыли в Америку из Литвы в конце ХIХ века. Но никто из биографов не уточняет, в каком литовском городе или местечке жила семья до эмиграции. Она там, я думаю, и не жила.

Общеизвестно, что белорусских евреев называли литваками (свидетельство памяти о белорусско–литовском государстве). Уроженец Череи (Чашникский район), большой французский поэт ХХ века Оскар Милош страну своего рождения также называл Литвой. Современная Литва его, кстати, еще в советские времена и «приватизировала». Издавали (правда, по выбору) произведения, писали на материале его творчества диссертации и т.д. Не говоря уж о нынешних временах. Имя Оскара Милоша в паре с именем его младшего родича, нобелевского лауреата Чеслава Милоша, стало в Литве брендом, в том числе и туристическим. У нас же, увы, не осознают в должной мере масштаба и притягательности этой фигуры.

...Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о том, что родители Аарона Копленда жили в Витебске или в одном из местечек нашей губернии. Иначе с чего бы композитору давать название города своему произведению.

История эта связана с еще одним уроженцем Витебщины, известным под псевдонимом С.А.Ан–ский, Соломоном Раппопортом. Родился он в Чашниках (1863 г.), вскоре семья переехала в Витебск. Еще подростком он «пошел в народ». Тяжелая школа трудовой жизни (кузнец, углекоп, фабричный рабочий) не помешала ему стать видным литератором и публицистом.

С 1894 года Соломон Раппопорт — личный секретарь одного из лидеров народничества Петра Лаврова, после Февральской революции избран депутатом от эсеров во Всероссийское учредительное собрание. В 1918 году, когда большевики рассорились с эсерами, был вынужден покинуть Россию и вскоре умер в Варшаве.

С.А.Ан–ский

Отдельная и, может быть, самая яркая страница его биографии — экспедиция по сбору еврейского фольклора незадолго до начала Первой мировой войны. Им записано более полутора тысяч народных песен, сказок и легенд, 500 валиков (фонограф уже вошел в обиход) музыкальных произведений. Он сознавал, что делает работу для будущих поколений, словно предчувствуя, что от этого мира вскоре останется только пепел...

Европейская известность пришла к Ан–скому посмертно. Его пьесу «Диббук» — мистическую историю большой любви — поставил Евгений Вахтангов в Москве, в еврейском театре «Габима». Во время мирового турне театра 1926 — 1930 годов спектакль имел успех, пьесу перевели на множество языков, она привлекла внимание видных композиторов. На сюжет Ан–ского было создано две оперы, Леонард Бернстайн сочинил балет. Большое впечатление произвел спектакль и на Копленда. В музыкальном сопровождении «Диббука» были использованы темы из фольклорного собрания Ан–ского. Они–то и взволновали композитора, воодушевили его на создание трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

Вообще же, использование народной музыки было коньком Копленда. Произведения, которые принесли ему признание, — это творческая переработка фольклора страны, которая стала его родиной. Он, конечно, экспериментировал, отдал дань и додекафонии, и диссонансному модерну, в молодости, как изящно выразился один из музыкальных критиков, исповедывал Евангелие от Игоря Стравинского, использовал достижения французских новаторов. Америка выше всего оценила его произведения высокого патриотического звучания, их исполняют и сегодня, они любимы миллионами слушателей.

Знатоки говорят, что Копленду часто удавалось найти равновесие между изощренной авангардной композиторской техникой и доступностью сочиняемой им музыки. В активную пору своей жизни маэстро придерживался левых убеждений и даже выступал однажды, в середине 1930–х годов, на съезде компартии Америки. С сочувствием относился к СССР, по причине чего был занесен ФБР в «черный список». Но преследования, которым подверглись Шостакович и Прокофьев, охладили его коммунистический пыл, и он полностью посвятил себя музыке: сочинял, дирижировал, писал книги.

...Однажды в середине 1970–х годов Копленд почувствовал, что способность сочинять музыку покинула его. Некоторое время он мог еще выступать в качестве дирижера и лектора, но вскоре болезнь Альцгеймера погасила этот светлый разум. Он умер ровно 25 лет назад, не сознавая, что еще при жизни вошел в круг классиков американской музыки.

Мы же вносим Копленда в свои святцы как человека, корнями связанного с Беларусью.

Натан БЕРХИФАНД.

Витебск.

Советская Белоруссия № 228 (24858). Среда, 25 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter