Виталий Бусько: «Я всегда уважал тех, кто пишет шпаргалки»

Заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Виталий Бусько, некогда студент, а ныне профессор, рассказал корреспонденту «Знаменки», чем отличаются наши мученики науки от студентов в других странах и где сам во время экзамена прятал от препода

Заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Виталий Бусько, некогда студент, а ныне профессор, рассказал корреспонденту «Знаменки», чем отличаются наши мученики науки от студентов в других странах и где сам во время экзамена прятал от преподавателя шпаргалки.

Рейтинговая система против экзамена-лотереи

 

– У нынешних студентов – целый арсенал устройств, позволяющих списать на экзамене, – мобильники, наушники и др. А вот раньше приходилось проявлять невероятную изобретательность, чтобы подсмотреть невыученный материал. Признайтесь, в свое время вы пользовались шпаргалками?


– Я всегда уважал студентов, которые писали шпаргалки. Это же какой труд! Убористым подчерком уместить весь курс на тонюсенькой полоске бумаги. Да и самому приходилось пользоваться «бомбами», которые прятал в двойном кармане. Всех наших преподавателей можно было разделить на три категории: у первых все сдавалось легко, можно было даже конспектом воспользоваться. Вторые – строгие, но при желании и умении можно было списать и у них. А вот третья группа – это те, у кого воспользоваться тайными записями было невозможно. Экзаменаторы даже столы разворачивали, чтобы мы не могли спрятать учебник или конспект. Но «противоядие» вырабатывалось и на них. Некоторые студенты принципиально сдавали экзамены и зачеты только списыванием. В общем, кто кого. Сейчас система оценки знаний претерпела определенные изменения. Раньше экзамен решал все. Можно было вытянуть счастливый билет и получить «отлично». А могло получиться и наоборот: достался единственный невыученный билет – и два балла обеспечены. Современная рейтинговая система позволяет преподавателю видеть уровень подготовки студента и оценить его работу на протяжении всего семестра.


– Вы, как парламентарий, бываете за рубежом. Чем отличаются наши студенты от студентов в других странах?


– На мой взгляд, зарубежные студенты более дисциплинированы. Большинство из них, как правило, уже связаны контрактом с фирмой, где они планируют работать после окончания учебного заведения. За их успеваемостью следят не только мама с папой, но и будущий работодатель. В других странах молодые люди нацелены на самостоятельную работу. Там профессор – редкий гость, который приходит к студентам только на консультации. Мы же приучили своих ребят, что все нужно разжевывать.


– Да-да, у нас даже шутку такую придумали, что ради экзамена студент идет на все. Даже на лекции…


Лекции в классическом понимании тоже постепенно уходят в небытие. Все большую популярность приобретают дистанционные формы обучения. По каждому курсу разработаны электронно-методические пособия, куда входят не только лекции, лабораторные или практические работы, но даже тесты. Да и мелом на доске уже никто не выводит целую вереницу формул – раньше на это уходило немало времени. Можно просто раздать ребятам электронный вариант конспектов, а во время занятий рассказать только то, в чем им самим будет разобраться сложно.


– Наверняка в нашем законодательстве есть еще несовершенства, устранив которые мы сможем улучшить качество образования?


– Сегодня вся сфера образования регулируется единым документом – Кодексом об образовании. Мы единственные в СНГ, кто разработал такой масштабный, но в то же время не простой документ. Работа над ним велась очень серьезная, скрупулезная. Каждый вуз выдвигал по сотне предложений. Время не стоит на месте, и правоприменительная практика показала необходимость его усовершенствования. Сейчас готовятся изменения, которые мы планируем обсудить на ближайших парламентских слушаниях…
Не секрет, что сегодня в образовательной сфере немало проблем. Одна из них – старение кадров высшей квалификации. Средний возраст профессора – около семидесяти лет. Молодежь пока не стремится поступать в аспирантуру, а ведь когда-то это было невероятно престижно. Нам нужно тщательно продумать, как поддержать молодых ученых.


Лидерами становились на «картошке» и в студсовете


– А на студенческой картошке в колхозе вы, будущий профессор, тоже побывали?


– А как же. Я считаю, что это было важнейшее мероприятие. Группа случайных людей через месяц работы на полях сельскохозяйственных предприятий становилась коллективом. В таких, можно сказать, экстремальных условиях проявлялись лидеры и те, кто оказался послабее. Отсидеться в поле не получится: перед тобой борозда в двести метров и хочешь – не хочешь, а собирать урожай придется. Затем были студенческие строительные отряды. В республике Коми мы строили железную дорогу. На первую зарплату купил магнитофон «Астра», с ним, кстати, связана одна романтическая история. Мы тогда заработали по тысяче руб-лей. Это была моя стипендия за два года.


Вторая моя поездка состоялась в Западную Сибирь, где мы бетонировали площадки под строительство. Позже работал главным инженером Минского городского Штаба студенческих строительных отрядов.


– Вы прошли путь от студента до проректора по учебной работе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, а затем стали депутатом парламента. Раскройте секрет успешной карьеры.


– Всему, чего достиг в жизни, я обязан, во-первых, своему отцу. Он заложил во мне основу, стержень, который помогает мне выстоять даже в самых сложных ситуациях. При этом не буду отрицать и некое влияние среды. К примеру, когда я поступил в Минский радиотехнический институт и заселился в общежитие, то оказалось, что нас в комнате двенадцать. Причем десять парней – уже после армии. Самое интересное, никто из них не курил и не пил. Во-вторых, у меня была хорошая трудовая школа, и, наконец, моя общественная работа. Меня выбрали председателем студсовета – на то время это мощнейшая организация – даже ректор соглашался со всеми принятыми студсоветом решениями. Он позволил перевести студенческое общежитие на самообслуживание, что, безусловно, было рискованным шагом. А для нас это была хорошая прибавка к стипендии. Чего греха таить, студенты всегда вынуждены были подрабатывать. Мне приходилось разгружать вагоны. За ночь можно было заработать по десять-пятнадцать рублей.

 

«Благодаря заработанному в студотряде магнитофону я познакомился с женой»

 

– Сегодня многим молодым людям самим приходится еще и деньги на учебу зарабатывать…


– С одной стороны, платное образование расширило возможности для поступления в вуз, с другой… Не буду говорить обо всех, но у некоторых студентов-платников отношение к преподавателю такое: «Я плачу деньги, вы обязаны меня учить». Плохо, что стимул добросовестно получать знания пропадает затем и у тех, кто обучается за счет бюджета – ребята идут на поводу у неформальных лидеров. Когда-то в БГУИРе мы попытались сформировать группы отдельно, но из нашей затеи ничего не вышло.


– Вы упомянули о некоей романтической истории, связанной с магнитофоном «Астра»…


– Благодаря магнитофону я познакомился со своей женой. Ее зовут Ирина, она училась по той же специальности, что и я, но двумя курсами младше. Однажды мой товарищ Витя Козлов, с которым мы жили в одной комнате, сказал, что придет девушка, и попросил меня помочь записать ей песни Высоцкого. Я помог – в этом году мы отметили 35-летие своей студенческой свадьбы.

 

Беседовала Наталья УРЯДОВА, «ЗН», фото из личного архива Виталия Бусько
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter