Можно ли одеться и обуться, не выезжая из райцентра?

Висит на вешалке и "зависает" на прилавке

В каких магазинах, государственных или частных, одеваются жители райцентра? Чем и как заманивают и те, и другие? Чтобы это выяснить, корреспондент «СГ» прошлась по торговым точкам Бешенковичей, выслушала мнения продавцов и покупателей.

Выбор товара.

Сейчас эти самые точки практически везде четко разделены на две группы: райпо и частные. Последние составляют серьезную конкуренцию потребкооперации, которая всеми силами старается удержать своих покупателей и повысить товарооборот. И это не только в Бешенковичах, конечно. Частники активно идут в деревни. В крупных агрогородках уже можно увидеть немалое количество мелких магазинчиков и ларьков. Но речь не о продуктах — в Бешенковичах по решению местной власти пока не разрешают строить гипермаркеты торговым гигантам. Хотя машины с известным логотипом и словами «е-доставка» и здесь не редкость. В этот раз меня интересовало, можно ли одеться и обуться обычному человеку со средним достатком, не выезжая в Витебск, до которого от городского поселка 50 километров, а билет в одну сторону на автобусе стоит немногим больше трех рублей. 

В универмаге, на первом этаже которого отдел детской одежды и игрушек, а на втором женская и мужская одежда и обувь, пустых прилавков не увидела — для городского поселка, коим и являются Бешенковичи, магазин довольно неплохой. Только вот покупателей практически нет. Продукция в основном белорусских производителей. Ведущий товаровед по непродовольственным товарам Тамара Шевченко поясняет: некоторые из них идут на уступки райпо, предоставляя определенный срок для продажи сезонных товаров, после которого остаток можно вернуть. Нет у них и предоплаты на закупку, что тоже по нынешним временам немаловажно. В основном это касается одежды, кроме детской школьной формы. Вот на нее, если не успел продать к сезону, возврата нет. А дальше зависает на прилавках, если в течение школьного сезона ее потихоньку не разберут, что тоже не факт. Запасов из старых коллекций и прошлогодних сезонов хватает, даже скидки делают, но вкусы у покупателя меняются, не все хотят приобретать немодные вещи. Естественно, это влияет и на прибыль.

Обращаю внимание на симпатичный тонкий женский джемпер стоимостью 37 рублей. Одной из покупательниц он приглянулся сразу, но, увидев сколько ей придется отдать, вздохнула: кофточка нужна, но дорого, надо сходить к частнику. Да, говорю, но как насчет качества, ведь здесь оно намного выше. Выше, отвечает, но кошелек не позволяет. Пересмотрев целый ряд с одеждой покупательница больше ничего не выбрала.

Что бы могла лично для себя купить? Маленькое черное платьице без «прибабахов», простое и аккуратное, стоит 53 рубля. Другая модель «в цветочек» и пошита мешком для более крупных женщин — уже за 60. Перебрав несколько пар сапог, с осенним прицелом нужный размер и желаемый фасон не нашла.  

Конкурентоспособность белорусских производителей, по словам товароведа и продавцов, за последнее время значительно упала. В августе завезли партию женских туфель «Немана», ни одной пары не продали. Цена высокая, покупатели жалуются, что туфли жесткие и тяжелые. На весь товар, произведенный до 2015 года, скидка 20 процентов. Но, как оказалось, несмотря на рекламные объявления на дверях универмага, на них клюют не многие, а некоторые даже об этом не знают. 

Ассортимент акционного товара небольшой, в основном школьная форма. Единственное, что мне приглянулось, так это марковские детские сапожки за 74 рубля без учета скидки. Цены на обувь для малышей кусаются, пусть она даже и кожаная. За сандалики для годовалого ребенка придется выложить 35 рублей. Ассортимент их большой, но так и стоят невостребованные. Довольно богатый выбор игрушек — куклы, машинки, конструкторы… Посмотрела куртки и пальто — не увидела ничего, на что можно было бы обратить внимание, маловато размеров и моделей, а новые еще не завезли. Цены свыше 100 рублей. В конце зала небогатый обувной ряд. Нового завоза пока не было, из старого выбор скудный и ограниченный размерами. 

Дневная выручка здесь в среднем примерно 300 рублей. А разве это много для такого магазина? За август благодаря подготовке к школе наторговали на 8100. В 2016 году организовали было продажу норковых шуб «Белкоопвнешторга» стоимостью до 3 000—3 300 рублей, но, провисев несколько дней, их вернули предприятию.

У райпо свой швейный цех, продукция которого занимает целый прилавок. Постельное белье шьют качественно, из барановичского хлопка, но цена за комплект «двухспалки» доходит до 70 рублей. Покупатели в основном заезжие россияне: местным жителям не разогнаться на покупку. К примеру, на том же рынке за такую цену можно приобрести два комплекта, пусть и худшего качества. 

А этот показатель, как оказалось, уже не на первом месте. К тому же частники, зная всех в лицо в Бешенковичах, дают любые вещи не только «на вексель», но и с беспроцентной рассрочкой на несколько месяцев. Способ, как оказалось, действенный. Государственные магазины этого, естественно, сделать не могут. Есть кредиты, но нужен либо один поручитель, либо справка о доходах и гарантийное письмо организации, в которой человек работает, а это для некоторых лишние хлопоты. 

Захожу в один из частных магазинов. Сразу бросается в глаза «модность» и разнообразие. Сравниваю стоимость платья «осень-зима» — 35 рублей. Красивое, современное, нарядное. Те же кофточки можно купить до 30 рублей. Покупателей побольше, что-то меряют, выбирают. И опять же обращаю внимание, многие из них качество ткани определяют только на ощупь, этикетку не читают. Разве только цену на ней посмотрят. Интересуюсь у молодой девушки, где она привыкла отовариваться. Отвечает, что в местном универмаге была пару раз. Чаще всего у своих частников либо едет в Витебск. Там если и государственный магазин, то выбора и скидок гораздо больше. 

КОММЕНТАРИЙ

Первый заместитель председателя правления Бешенковичского райпо Валентина КАРАСЬ:

— По товарообороту непродовольственных товаров за 8 месяцев 2017 года мы занимаем третье место в области. За август удельный вес промышленных товаров в товарообороте составил 14 процентов. На одного человека по нарастающей продаем на 81,6 рубля. Вопросов и пожеланий много, конечно. Хотелось, чтобы поставщики шли нам на уступки, чтобы цены были ниже и товар поинтереснее. Для малышей выпускают яркую и красивую одежду, а взрослые жалуются, что все скучное и серое. Теряем пальтовую группу товара, так как производители работают только по предоплате. Витебское предприятие «Знамя индустриализации» дает на реализацию только 45 дней, а возврат составляет лишь 10 процентов от стоимости партии. В этом году и «Марко» «посадила» все магазины райпо на предоплату. Мы не являемся злостными неплательщиками, но не можем найти такие деньги. Нужно еще как-то реализовать товар, лежащий на прилавках. Чтобы привлечь покупателя, в конце каждого месяца проводим скидки выходного дня от 10 до 20 процентов и независимо от того, когда товар поступил в магазин. Поставщики вместе с нами проводят акции, они сбрасывают по 10 процентов и мы по 5—10, что для покупателя на выходе получается значительно дешевле. Принимаем участие в ярмарках, выездной торговле, работаем по карте покупок, выделяем кредиты на 3 месяца без первоначального взноса под 16 процентов годовых, от 6 месяцев до года с первоначальным взносом 25 процентов. Привлекаем разных поставщиков, идем на различные скидки, акции и уценки, лишь бы только продать. Мешает, несомненно, близость Витебска. Но считаю, для нашего райцентра предоставлен неплохой ассортимент, особенно для детей. Отдельно работает магазин «Культтовары» с довольно богатым выбором для покупателя. Весной и летом увеличиваем товарооборот за счет приезжих россиян.

chasovitina@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter