Вирус самоубийства

Герой известного мультфильма авторитетно утверждал: "С ума поодиночке сходят.
Герой известного мультфильма авторитетно утверждал: "С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют". Он не прав - заразиться можно не только вирусом, но и душевным расстройством и даже несчастным случаем со смертельным исходом.

В 1962 году в США руководство одной из ткацких фабрик было вынуждено закрыть предприятие из-за внезапной загадочной болезни, которая постигла рабочих. Сперва с симптомами тошноты и сыпи в больницу обратились десять женщин и один мужчина. Врачи заподозрили отравление в результате укуса какого-то насекомого, завезенного с грузом шерсти из Англии. Фабрику закрыли, а тем временем еще 62 работника были госпитализированы с похожими симптомами, к которым добавились приступы паники. Специалисты обследовали фабрику, но не нашли никаких следов загадочного насекомого. Случай был квалифицирован как массовая истерия, наступившая в результате психического заражения или самовнушения.

Впоследствии были проанализированы еще 23 случая заражения истерией - коллективного проявления болезненных симптомов, вызванных убеждением одного или нескольких членов коллектива в существовании неизвестного патогена. Способом передачи подобной психической инфекции являются слухи, которые распространяются в некоем изолированном коллективе - обычно в тюрьмах, больницах или армейских частях.

Бывают, впрочем, и широкомасштабные психологические эпидемии. Так, после смерти принцессы Дианы в 1997 году была зафиксирована эпидемия галлюцинаций - поклонники леди Ди в массовом порядке сообщали о том, что ее дух удостоил их своим посещением. Подобным "инфекционным" путем распространяются слухи об инопланетянах и прочих сверхъестественных феноменах. Люди начинают видеть их тем чаще, чем больше о них пишут.

Типичный пример "инфекционного" заражения - поведение биржевых игроков. Эпидемии финансовой паники в считанные часы охватывают страны и континенты и превращаются в глобальную пандемию. По такому же сценарию происходит заражение определенной покупательской модой: вдруг ни с того ни с сего все бросаются покупать какие-нибудь тамагочи, циркониевые браслеты или "Гарри Поттера".

В 1774 году вышел роман Гете "Страдания молодого Вертера", главный герой которого застрелился от несчастной любви. Книга не только сделала писателя знаменитым, но и вызвала волну подражательных самоубийств по всей Европе.

Власти некоторых стран даже запретили роман. В России аналогичное воздействие, правда, меньшее по масштабу, произвела "Бедная Лиза", которая навела некоторых юных девушек на мысль броситься в пруд.

Уже в наше время на "феномен Вертера" обратили внимание западные социологи. Внимательно изучая статистику самоубийств на протяжении более 20 лет, они обнаружили странную закономерность - в течение двух месяцев после того, как на первых полосах газет публиковалась информация о каком-нибудь суициде, в среднем совершалось на 58 самоубийств больше, чем обычно. Причем увеличение происходило именно там, где случай суицида получал широкую огласку.

Специалисты объясняют это тем, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-то человека, убивают себя в подражание ему. Конечно, можно предположить, что в данное время в данном месте на многих людей действуют одни и те же факторы (экономический спад или магнитные бури), толкающие их к суициду. Но такое объяснение неприемлемо - рост самоубийств находится в прямой зависимости именно от широты освещения самоубийства в СМИ. В соседних регионах, где складываются те же условия, но газеты и телевидение не тиражируют сообщения о самоубийстве, резкого увеличения их числа не происходит.

"Подсказкой", как уже упоминалось, не обязательно служат сообщения о реальных самоубийствах. В 1981 году в Германии шел художественный телефильм, в котором были детально показаны злоключения молодого человека, толкнувшие его к самоубийству под колесами поезда. За два месяца после демонстрации фильма число самоубийств под колесами поездов выросло почти вдвое, а среди юношей 15 - 19 лет - втрое. Повторный показ фильма через два года привел к росту "железнодорожных" самоубийств на 20 процентов.

СМИ в силах вызвать эпидемию самоубийств, но они способны и остановить ее. В 1980 годы в Вене наблюдался резкий всплеск самоубийств под колесами поездов метро. Австрийская суицидологическая ассоциация провела широкомасштабную кампанию среди журналистов и добилась изменения стиля подачи подобных новостей в СМИ. Когда сообщения перестали носить сенсационный характер и содержать красочные подробности, уровень "подземных" самоубийств сократился на 75 процентов.

Кстати, механизм психического заражения действует в отношении не только скрытых или явных самоубийств, но и насилия вообще. О подражательных убийствах общественность говорит с тех пор, как появились кино и телевидение, активно демонстрирующие сцены насилия. В 1993 году в США некий мужчина въехал на грузовике прямо в окно кафе, выскочил из кабины и начал стрелять по посетителям. К тому времени, как прибыла полиция, он успел убить 22 человека, после чего покончил с собой. В его кармане полицейские нашли корешок билета на фильм "Король-рыбак", где есть аналогичная сцена.

Еще одно загадочное обстоятельство - иногда трагедии повторяются не сразу за неким аналогичным событием, а спустя годы. Но при этом удивительным образом совпадают по дате или возрасту участников. Это явление получило название "синдром годовщины": после внезапной смерти, несчастного случая или тяжелой болезни кого-то из родителей в годовщину этого события случается другая трагедия - дочь или сын заболевают, попадают в аварию или психиатрическую клинику.

Американские врачи несколько лет изучали медицинские карты пациентов, поступающих в психбольницы Калифорнии. Из общего количества пациентов (более 8 тысяч) они отобрали лишь тех, кто впервые попал в больницу после свадьбы или рождения ребенка, а также тех, кто в детстве лишился родителей. Статистический анализ показал, что возраст внезапного начала болезни у взрослых часто совпадал с возрастом, в котором находились их родители, когда заболели или скончались.

Подобные совпадения не ограничиваются психическими заболеваниями, но могут касаться, например, рака или несчастных случаев. Рак в том же возрасте, что и у отца, матери, деда или крестной, встречается у пациентов слишком часто, чтобы можно было говорить о случайных совпадениях. Психологи объясняют это проявлением скрытой лояльности семье или бессознательной идентификацией с одним из ее членов.

Не только годовщины трагедий, но и счастливые события - свадьба, получение наград и т.п. - омрачаются смертью. Как это ни покажется парадоксальным, но зачастую пожилые люди ждут своего юбилея, свадьбы внучки или другого семейного праздника, чтобы проститься со всеми и умереть.

В китайском и японском языках слово "четыре" созвучно слову "смерть". Поэтому для китайцев и японцев число 4 означает примерно то же, что для европейцев - 13. Некоторые учреждения в Китае и Японии не имеют четвертого этажа, а военные самолеты никогда не имеют на своих корпусах обозначений, включающих эту цифру. Многие японцы и китайцы стараются не путешествовать 4-го числа.

Европейцами было проведено исследование, цель которого - выяснить, влияет ли иррациональная вера в несчастливое число на реальные несчастья. Ученые сравнивали статистику смертей от сердечных приступов среди белого населения и выходцев из Азии. Оказалось, что 4-го числа каждого месяца от сердечных приступов умирает на 7,3 процента больше азиатов, чем обычно. Причем среди тех из них, кто страдает хроническими сердечными расстройствами, выраженность смертельного пика гораздо выше - у них риск умереть от инфаркта 4-го числа на 27 процентов выше, чем в остальные дни.

Контрольная группа белых сердечников никакого роста смертности по 4-м числам не обнаружила. Но интересно, что и 13-го числа они умирали не больше обычного. Исследователи объясняют это тем, что в европейских языках нет никакой лингвистической связи между словом "смерть" и числом 13.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter