В Ливии объявлено перемирие

Вирус остановил войну

Правительство национального согласия Фаиза Сараджа и Ливийская национальная армия под командованием Халифы Хафтара решили приостановить военные действия в связи с эпидемией коронавируса. Решение противоборствующих сторон приветствовал генсек ООН Антонио Гутерреш, призвавший к прекращению всех локальных конфликтов во имя борьбы с пандемией.

Впрочем, есть основания полагать, что COVID-2019 стал лишь предлогом для перемирия, поскольку в настоящее время стороны увязли в противостоянии, не имея шансов переломить ситуацию в свою пользу. Эпидемиологическая ситуация в Ливии остается спокойной, ни одного случая заражения здесь пока не зафиксировано. Конечно, следует делать поправку на отсутствие достоверной статистики в условиях гражданской войны. Тем не менее в ситуации, когда к распространению коронавируса приковано внимание всего мира и свежие данные публикуются ежедневно, достаточно очевидно, что ни один из очагов вооруженного противостояния на Ближнем Востоке пока не стал сколько-нибудь значимым источником заразы.

Это объясняется достаточно просто. Коронавирус — это болезнь глобализации. На сегодняшний день в числе наиболее пострадавших регионов оказались Китай, Европа и США — три столпа глобального мира, связанные мощными транспортными потоками, которые и стали основными каналами распространения заразы. В Северной Африке эпидемиологически наиболее неблагополучным государством стал Египет — самая «глобализированная» и туристическая страна региона.

В этих условиях пребывание на обочине глобализации оказалось неожиданным конкурентным преимуществом. Меньше вовлеченность в глобальные процессы — меньше транспортной доступности — меньше коронавируса. Зоны гражданских конфликтов полностью укладываются в данную схему. Это аутсайдеры глобализации, куда не едут туристы и не летят самолеты, а значит, и возможностей для проникновения «глобального» вируса меньше.

Конечно, это не значит, что зоны вооруженных конфликтов находятся вне эпидемиологической угрозы. Напротив, они могут стать источником серьезных проблем, если вирус туда доберется, ведь в условиях развала системы здравоохранения, который неизбежен в ходе гражданской войны, эпидемия будет распространяться как пожар. Более того, новая волна заражения может накрыть и так называемые цивилизованные страны, ведь гражданские конфликты — это постоянный источник беженцев, а в случае эпидемии очередной исход населения из этих зон будет обязательно. Куда двинутся все эти люди? Конечно же, в Европу, по старым проверенным маршрутам. Для ЕС, уже парализованного эпидемией и связанной с ней паникой, это может стать настоящей катастрофой.

Поэтому стабилизация обстановки в Ливии — это для Европы хорошая новость. Следует отметить, что беженцы, прибывающие в Европу со стороны Ливии, попадают в первую очередь в Италию, ставшую эпицентром заражения. Новый поток людей из Северной Африки здесь может обернуться настоящим социальным апокалипсисом.

Однако на Ближнем Востоке есть и другие конфликтные зоны, способные доставить охваченной эпидемией Европе не меньшее беспокойство, — это Сирия и Йемен. Нельзя исключать, что кто-нибудь попытается использовать коронавирус как биологическое оружие и целенаправленно спровоцировать заражение в зоне конфликта. Исторические прецеденты уже были, ведь именно так, по распространенной версии, в Европу пришла чума, когда осаждавшие Генуэзскую крепость Кафа татары забрасывали ее телами умерших от этой болезни. Неконтролируемый поток беженцев, несущих новую волну эпидемии, — для Европы это сущий кошмар.

Социальные последствия пандемии становятся все более серьезными. Скатывание мировой экономики в рецессию и кризис происходит на глазах. Если на этом фоне произойдет дестабилизация ближневосточных конфликтных зон, ситуация усугубится еще больше. Остается надеяться, что до самых мрачных сценариев все же не дойдет.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter