Виртуозы в Минске.

Спиваков о международных фестивалях Спивакова.

Спиваков о международных фестивалях Спивакова.

ІІ Международный музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» шел в разных городах Беларуси чуть больше недели, но впечатлений подарил столько, что их с остатком хватит до следующего.

Открытие фестиваля прошло в минском Большом театре. В руках народного артиста СССР Владимира Спивакова дирижерская палочка – подарок Леонарда Бернстайна, некогда первого дирижера планеты. Сегодня этот статус перешел к Спивакову. Открывает фестиваль оперный гала-концерт звезд оперной сцены Европы и стран СНГ.  Моцарт, Верди, Бизе… Силой голоса впечатляют российская певица Анна Аглатова и ученик Лучано Паваротти, солист оперных театров Рима, Болоньи и Генуи Иван Магри. Впервые на сцене с маэстро белорус Анатолий Сивко. Спиваков познакомился с белорусским баритоном по видеозаписям и не смог не пригласить его на свой фестиваль.

Завораживает переборами струн на сцене филармонии в Минске всемирно известный гитарист Томми Эммануэль – двукратный номинант на премию «Грэмми». Кумир миллионов в Минск приехал с любимой гитарой «Мышь». Такое прозвище инструмент получил из-за очень тихого звучания в неподключенном состоянии. До концерта гитарист-виртуоз встретился с фанатами. И устроил за кулисами филармонии настоящий мастер-класс.

Фестиваль Спивакова держит свой маршрут в нынешнюю культурную столицу Беларуси – Несвиж. Несмотря на то что концерт проходит в будний день, в зале яблоку негде упасть. Зрители приходят в зал с приставными стульчиками. За белым роялем под сводами недавно отреставрированного замка Радзивиллов с программой «На бис!» знаменитый пианист Борис Березовский.

Концерты фестиваля объединены темой «Любовь к музыке». А эту любовь маэстро проявляет не только во время своих концертов, но и вне сцены. Услышав на международном конкурсе имени Петра Чайковского игру белоруса Артема Шишкова, Владимир Спиваков направил в Беларусь письмо с просьбой  решить на государственном уровне вопрос приобретения качественного инструмента для музыканта. И через некоторое время Министерство культуры Беларуси приобрело для Академии музыки скрипку Гварнери. Да и сам маэстро часто дарит подарки нашим молодым музыкантам.

Но рассказывать о подарках не любит. В интервью корреспонденту «СВ» он говорит о другом.

– Владимир Теодорович, вы помните свой первый приезд в Минск?

– Это было давно. Я играл в Минской филармонии концерт Чайковского. И, судя по всему, играл неплохо. Сейчас вышел диск, записанный на том концерте. Дело в том, что после моего дебюта в 1975 году в Америке один американец, который подарил мне тогда золоченый смычок английского мастера Хилла с надписью «Нью-Йорк. 1975. Спиваков», приехал спустя какое-то время в Москву, дал сто долларов звукорежиссеру, который записал две мои генеральные репетиции с дирижером Израилем Гусманом. Никто о той записи не знал. И вот прошло 30 лет. Американец прислал запись в Москву и попросил у меня разрешения издать ее большим тиражом. Честно скажу, так сыграть, как тогда, сейчас не смогу. Слушаю и думаю: «Неужели это я?»

– С каким чувством приезжаете в Беларусь?

–  В Беларуси всегда чувствую себя замечательно. У вас очень хорошая консерватория, которая готовит прекрасных специалистов. И я хочу им помогать: и творческими проектами, и деньгами, и инструментами.

– Сколько вам нужно времени, чтобы определить талант музыканта?

– Минут пять. Хотя все зависит от его возраста.

– Скажите, насколько публика в разных странах различается своим восприятием музыки?

– Если отвечать философски, то тут следует вспомнить Паскаля, которого перевел Чаадаев в своих знаменитых письмах. Паскаль сказал: «Все человечество – это один человек, живущий вечно». Так что не будем говорить об отличиях. В Беларуси музыкальные традиции превосходны. Великолепно музыкальное образование.

– Чем фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» отличается от тех, которые организуете в других странах?

– В Кальмаре, например, прошел уже 24-й мой фестиваль. За него я получил три французских ордена. И это действительно особый фестиваль. Удивить французов невероятно трудно. Для этого нужно придумать то, чего там еще не было. И главной темой фестиваля стала благодарность тем людям, которые осветили своим творчеством путь будущим поколениям. Она, эта тема,  объединяет все концерты в память Федора Шаляпина, Дмитрия Шостаковича, Мстислава Ростроповича. В центре наших программ – личность и наше мозаичное, как витражи Шагала в Цюрихе, восприятие жизни и творчества знаменитых музыкантов. Что касается фестиваля в Минске, то здесь в основе концепции – качество концертов и известность музыкантов.

– Ваш фестиваль стал известен за пределами Беларуси. Не планируете расширить формат, представив программы в других странах?

– На очереди миллионы зрителей в разных странах, но у нас не хватает времени, чтобы приехать ко всем. Собираясь в Беларусь, откладываем все другие дела. Объясняется это просто: Национальному филармоническому оркестру России всегда приятно выступать в своей стране. Беларусь я считаю тоже своей.

– Расскажите о своем любимом инструменте.

– В будущем году ему исполнится 300 лет, но он  по-прежнему прекрасен. Это не мой личный инструмент – Страдивари дан мне в пожизненное пользование. Аукционная цена почти в 3 млн долларов оказалась слишком высокой. Две семьи сложились, купили его и оформили документ, в котором сказано, что после того, как я закончу играть на скрипке, этот инструмент будет называться «Страдивари экс. Спиваков». Я его «проверял» в феврале этого года, когда сольно сыграл 10 концертов в Америке. Вот так рискнул на старости лет. И пришел к выводу – скрипка в отличном состоянии. Главное – не мешать ей играть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter