Виртуальный арт–процесс

В первых числах декабря в Москве подведут итоги российского интерактивного конкурса «Контент–2005», в финал которого вышли всего 15 проектов из почти 200 заявленных. В том числе — мультимедийная энциклопедия одного белорусского спектакля.
В первых числах декабря в Москве подведут итоги российского интерактивного конкурса «Контент–2005», в финал которого вышли всего 15 проектов из почти 200 заявленных. В том числе — мультимедийная энциклопедия одного белорусского спектакля.

Спектакль, с которого начинался современный национальный театр, конечно, достоин персонального исследования, для артистов Купаловского театра «Павлинка» и сейчас — «наше все». С помощью сотрудников литературного музея Янки Купалы они собрали на диск массу «артефактов»: видеозапись современной «Павлинки», оригинальный текст пьесы и биографию ее автора, историю прежних постановок и фотопортреты всех исполнителей главных ролей, рецензии в отечественной и зарубежной прессе, даже раздобыли либретто англоязычной версии легендарного спектакля... Компания «Амедиум», выпустившая DVD–энциклопедию, намерена разработать еще и подарочный вариант — в коробке, украшенной соломкой. Как минимум лауреатство престижного российского конкурса у создателей проекта уже в кармане. Факт замечательный сам по себе и провоцирующий на раздумья... Тенденция, однако.

Цифровые технологии используются в искусстве уже отнюдь не в виде эксперимента. Они там эффективно прижились, пустили глубокие корни и дают первые плоды, открывая невиданные ранее возможности для всех участников арт–процесса. Полгода назад я, например, избавилась от вредной привычки кусать локти и отчаянно завидовать людям, видевшим нашумевшие спектакли, которые, как мне казалось, уже никогда не посмотрю — поскольку родилась слишком поздно. Теперь со знанием дела могу рассуждать даже о последних постановках скандально–модного Женовача, хотя билетов ни в театр, ни на поезд не покупала... Российский проект «Театральная паутина» (www.cultu.ru) на сегодняшний день, пожалуй, один из самых потрясающих альянсов театра и Интернета. Каждую среду (притом в любое удобное время) там можно посмотреть один из тех спектаклей, о которых все говорят (недавно или до сих пор), и скачать массу сопутствующей информации. Например, завтра я собираюсь на «Шейлока», поставленного Робертом Стуруа в московском театре «Et Cetera» Александра Калягина. На сайте уже вывешены рассуждения актеров о своих ролях, рецензии на «Шейлока» из польских и прибалтийских газет, заметки Калягина о Стуруа и Стуруа о Калягине... При этом одними московскими спектаклями «Театральная паутина» не ограничивается. «Мы стараемся показать, что интернет–трансляция — это не только столичная забава, ее можно осуществлять и из других российских городов», — провозглашают создатели проекта, регулярно подтверждая свои слова достойным делом...

Полагаю, отечественному интернет–проекту «Наш тэатр» (theatre.fromby.net) пора расширять свои горизонты, ведь, кроме минских премьер, случаются озарения и на провинциальных подмостках. Пусть о трансляции спектаклей речь пока не идет, но объективная оценка отечественного театрального процесса, к которой стремится сайт, не помешала бы и творцам из глубинки... В этом смысле куда плодотворнее проект «Современное изобразительное искусство Беларуси» — качественно насыщенный всевозможной информацией и при этом дающий шанс известным и начинающим белорусским художникам независимо от места жительства продемонстрировать себя миру без каких–либо финансовых затрат. Рекомендую — www.art375.org!

Но есть и свои «гнилые плоды». Как ничто другое, Интернет способствует созданию мифов и производству слонов из банальных мух. Вещь–то, понятно, общедоступная... И мнение о том, что в Беларуси существует официальный и в противовес ему подпольный, «запретный» театр (особенно — драматургия) — уже отнюдь не из категории нелепых домыслов. Существуют отдельные мультимедийные проекты, наглядно это подтверждающие. Театральный андеграунд у нас и правда формируется, но его «запретность» — такой же виртуальный миф, как значительность и оригинальность этого явления. Последнее — к моему большому сожалению...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter