Виртуальное возвращение

Архив  Огинского  почти  двести  лет  хранится  в  Москве.  Только  теперь  в  Минске  появилась  его  копия

Архив  Огинского  почти  двести  лет  хранится  в  Москве.  Только  теперь  в  Минске  появилась  его  копия 

В Беларусь из России передан архив Михала Клеофаса Огинского (1765—1833) — известного деятеля европейской истории и культуры, сенатора и дипломата, композитора и музыканта. Сегодня его имя  принадлежит миру. Между тем сам он считал происхождение своего рода белорусским, или, как в те времена говорили, литвинским, а его отец Анджей Огинский, сенатор и посол Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, был уроженцем Витебщины. 

На протяжении 20 лет — с 1802-го по 1822 год — Михал Клеофас Огинский жил в Залесье, недалеко от Сморгони. Его имение слыло настоящим культурным центром, где кипела насыщенная музыкальными событиями жизнь. Современники называли Залесье Северными Афинами. Именно там Огинский написал свой знаменитый полонез ля-минор «Прощание с родиной», ставший широко известным, всенародно любимым и прозванный полонезом Огинского. 

История возвращения архива длилась около десяти лет. В нем — почти шесть тысяч листов: многочисленная переписка, в том числе с видными государственными деятелями, стихи, рисунки, исторические заметки, ноты музыкальных пьес… В 1833 году после смерти Огинского в нескольких сундуках все эти документы были переданы его сыном российским властям и с тех пор находятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В Беларусь вернулись  копии в мини-фильмах и на компакт-дисках. На сегодняшний день и они за счастье. Как ни странно звучит, но по нынешним временам наиболее реальный способ возвращения — виртуальный. Например, именно в виртуальном виде сейчас воссоздаются и собираются воедино разбросанные по всему миру части архива и библиотеки рода магнатов Радзивиллов. Под эгидой ЮНЕСКО этим международным проектом совместно занимаются специалисты разных стран, в том числе и Беларуси. 

Передача архива Огинского стала возможной благодаря финансовой поддержке бюро ЮНЕСКО в Москве и инициативе Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. Всю подготовительную работу по его выявлению и возвращению провел Государственный музей истории и музыкальной культуры Беларуси. 

Отечественные историки, филологи, музейщики, музыковеды искренне благодарны всем, кто причастен к этой большой работе. Они предвкушают знакомство с содержанием документов и воодушевлены возможностью новых открытий. Кстати, в архиве уже обнаружены три ранее неизвестных музыкальных произведения Михала Клеофаса Огинского. Находки, очевидно, не последние, многое в архиве до сих пор не разбиралось. Впрочем, мысли в этой связи напрашиваются невеселые. Выходит, что за долгие годы хранения в России интереснейшие материалы и сведения, касающиеся истории и культуры Беларуси, оставались недоступными здесь и невостребованными там?.. 

Тем не менее о возвращении оригинального архива Огинского речь не идет и претендовать на это не имеет смысла. Ведь его приняли там, где пожелал оставить непосредственный владелец. Да и Беларусь в то время была в составе Российской империи. 

Так уж складывалась непростая историческая судьба Беларуси, что колоссальное количество наших культурных ценностей и национальных раритетов по разным причинам и в разные годы, преимущественно в результате войн, оказывалось за ее пределами. Сегодня они находятся в музеях, архивах, запасниках, частных коллекциях в других странах — далеких и близких и принадлежат им уже, похоже, безвозвратно. Восемь томов, по сведениям комиссии «Вяртанне» при Белорусском фонде культуры, занимает перечень того, что мы потеряли… 

А полученные копии архива Огинского планируется использовать для создания музейной экспозиции в Залесье. После завершения реставрации имения Михала Клеофаса Огинского в нем откроется  филиал Государственного музея истории и музыкальной культуры. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter