О развитии интернет-торговли

Виртуально, но легально

Покупками в интернет–магазинах сегодня никого не удивишь. Наоборот, уже сложился круг пользователей, у которых недоумение вызовет скорее поход в магазин реальный. К чему, мол, лишние телодвижения, когда тот же самый товар можно получить всего парой кликов мышкой на сайте? Через интернет мы покупаем предельно широкий ассортимент товаров: бытовую и электронную технику, одежду, мебель, книги, продукты... Интернет–торговля уверенно отвоевывает свое место под солнцем ретейла: по расчетам, в нынешнем году выйдет уже 1,5% от общего товарооборота. Правда, в объеме ВВП на онлайн–торговлю приходится всего 0,5%, в то время как у мирового лидера Великобритании в этом отношении — все 13%. Значит, планку есть куда повышать — и в смысле количества, и в плане качества.

Наши соседи пока показывают более уверенную динамику. Интернет–торговля в России уже в 2014–м занимала 2,5% в товарообороте, а к концу нынешнего года выйдет на уровень 2,9%. Впрочем, и мы можем кое–чем похвастаться: количество онлайн–магазинов увеличилось за 4 года в 3,5 раза. На 1 декабря в Торговом реестре было зарегистрировано немногим более 17.800 виртуальных точек продаж, причем свыше 6.100 появились буквально в течение года. Так что прирост составил сразу 53,1%, а за 2014–й список и вовсе увеличился на 79,7%. Интересно, что на рынке установился практически паритет между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. А вот в географическом отношении одеяло уверенно тянут на себя столица и Минская область, где зарегистрировано 69,2% всех объектов онлайн–торговли. Меньше всего их в Могилевской и Гродненской областях — чуть более 6% в сумме. Но не стоит забывать, что отсутствие серьезных территориальных барьеров и есть одно из ключевых удобств такого сервиса. Было бы в корне неверно считать обделенными жителей других регионов: они могут заказать товар и получить его по почте либо со службой доставки из большинства минских онлайн–магазинов.

К слову, в начале следующего года общий список ждет трансформация — из Торгового реестра исключат «мертвые души» виртуального ретейла, которые числятся в перечне лишь номинально и давно не ведут никакой деятельности. Заодно можно будет оценить реальную картину отечественного рынка интернет–торговли: насколько естественным был его стремительный рост в последние годы? И вообще, рано или поздно вопрос количества онлайн–магазинов должен уступить место проблеме качества в целом и уровня обслуживания в частности. Вот с этим–то имеются проблемы. За 9 месяцев уходящего года в отношении виртуальных магазинов было составлено 130 протоколов. Выписанные штрафы потянули на 50 млн рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2014–м. Вынесено также 90 предупреждений об очевидных нарушениях. Работа 35 онлайн–магазинов и вовсе приостанавливалась...

Но не один кнут властен над виртуальным рынком — под пряником в данном контексте можно понимать расширение списка продукции, которую разрешено реализовывать через интернет. Так, в Министерстве торговли считают возможной торговлю онлайн ювелирной продукцией, правда, пока речь лишь о самих изготовителях украшений. Обсуждается и продажа через интернет спортивного питания. Хотя здесь придется очень четко отделить его от пищевых добавок, которые, как и лекарства, отпускать дистанционно нельзя. Всерьез идут разговоры также о выходах на внешние онлайн–рынки. На популярной китайской интернет–площадке AliExpress — сайт вышел на 7–е место по посещаемости в нашей стране! — скоро могут появиться отечественные товары, например, продукция «Беллегпрома».

То, что наш интернет–рынок уже зрел, подтверждает и активность самих его участников. В мае дистрибьюторы электронной техники, розничные сети и онлайн–магазины, которые работают легально, «по–белому», организовали Ассоциацию компаний информационных технологий, призванную бороться с «серым» и «черным» импортом и игроками рынка, которые не гнушаются им торговать. Летом АКИТ запустила одноименную кампанию Black&Gray (то есть «черное и серое»), направленную против нечестных продавцов, и выявила 130 магазинов, где цены были ниже, чем у официальных дилеров. Это могло означать лишь одно из двух: либо в онлайн–продажах обосновалось неожиданно много альтруистов, либо, что куда вероятнее, они все торговали нелегально ввезенной техникой и электроникой. А ведь это одновременно и недополученные бюджетом деньги, и удар по легальным поставщикам и продавцам. В будущем ассоциация планирует ввести практику добровольной аттестации интернет–магазинов бытовой техники и электроники. Она помогла бы покупателям выбрать надежного продавца. Ведь им особенно важно, чтобы онлайн–торговля развивалась в предсказуемом, цивилизованном русле.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 247 (24877). Вторник 22 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter