Чем грозит человечеству массовый отказ от вакцинации

Вирусная атака

Фото БЕЛТА
Всемирная организация здравоохранения назвала антипрививочное движение главной глобальной угрозой человечеству, которая намного серьезнее последствий изменения климата, загрязнения воздуха и распространения ВИЧ. По мнению авторитетных специалистов, отказ от вакцинаций ставит под угрозу успехи мировой науки в борьбе с различными эпидемиями, что может привести к миллионам преждевременных смертей ежегодно. Почему растет число сторонников «антипрививочного заговора»? Какие меры и на каком уровне нужно принимать, чтобы пессимистичные прогнозы ВОЗ не сбылись?

Причина эпидемий — антисанитария?

Минчанка Марина — мама троих детей, ведущая блога в сети и активный адепт «антипрививочной теории». В подписчиках у 32-летней женщины — около тысячи человек, в основном молодые декретницы, которые с удовольствием обсуждают друг с другом «заговор врачей» против человечества. «Мне педиатр рассказывала, что есть план, скольких детей нужно привить! О каком тогда здоровье речь, если все поставлено на поток?», «Любая вакцина — это рулетка, ведь никто не даст гарантии, что осложнений не будет. Если суждено заболеть, организм должен сам побороть вирус!» — примерно такие настроения витают в обсуждениях под постами на околомедицинскую тематику.

— Старшая дочь в три месяца очень тяжело перенесла АКДС-прививку, — рассказывает Марина. — Больше я не вакцинировала ни ее, ни младших сыновей. Сейчас детям соответственно 9, 7 и 5 лет. Мои родители в ужасе от нашего с мужем решения, но они — представители поколения «молчания ягнят», их в те годы никто не спрашивал. Достаточно набрать в поисковой системе интернета «Вся правда о прививках» — и вы больше никогда не захотите сделать себе ни одного укола. Главный принцип создания вакцины — возбудитель болезни, микроб или вирус, должен быть ослаблен сильным ядом, например, ртутью, не будет ртути — положат другой яд. Но вот что получится в пробирке — никто не в состоянии предсказать! В человека вводят ослабленный возбудитель болезни, от которой его хотят защитить. Это якобы нужно для того, чтобы у пациента выработались антитела на случай встречи с самой болезнью. Но почему при этом не говорят, что восприимчивых к болезням в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем здоровых людей? Почему вынуждены страдать те, кто защищен от инфекций самой природой? Кроме того, я не верю в то, что прививки победили многие опасные болезни вроде оспы. Просто раньше люди жили в страшной антисанитарии и нищете, а теперь все иначе.

Нас принижающий обман

Первые голоса «против сомнительных уколов» стали массово раздаваться вскоре после разработки Эдвардом Дженнером первой вакцины от оспы. Основные аргументы — религиозные: нельзя сопротивляться воле Бога, пославшего человеку испытания. Во второй половине XIX века уже появились антипрививочные организации. В 1866 году в Великобритании основана Национальная лига антивакцинации (National Anti-Vaccination League), а в 1879 году — Американское общество антивакцинации (Anti-Vaccination Society of America). В 1870—1880-х годах стало издаваться большое количество антипрививочной литературы. Основными аргументами в то время были неэффективность и небезопасность вакцинации, ущемление прав человека обязательными прививками. Основу движения составляли сторонники альтернативной медицины — гомеопатии, хиропрактики.

Новый антипрививочный всплеск произошел в 90-е годы прошлого столетия. Именно тогда в известном авторитетном медицинском журнале The Lancet, где публиковались оригинальные исследовательские и обзорные статьи, увидел свет материал врача Эндрю Уэйкфилда о «страшных последствиях» вакцинации. Потом, правда, выяснилось, что целью вброса в информационное поле провокационных утверждений было «удаление» с фармрынка одного из производителей вакцин. Однако приведенные факты имели эффект разорвавшейся бомбы: в качестве «доказательства» Уэйкфилд приводил данные, согласно которым имеется связь между прививками детей от краснухи, кори и паротита и развитием аутизма. Более десяти лет понадобилось для того, чтобы выяснить несостоятельность изысканий «первопроходца». Оказалось, что сама выборка детей была не случайной, а анализ проводился на основании менее чем 20 случаев. Однако этого времени оказалось достаточно, чтобы вирус недоверия к вакцинации заразил миллионы людей по всему миру, пишет kolokolrussia.ru. Развитие интернета и появление социальных сетей только подстегнули адептов теории Уэйкфилда распространять свои убеждения.

Результаты массовых отказов от вакцинации очень быстро дали о себе знать. В 1974 году в Великобритании появилось сообщение о 36 «непредвиденных реакциях» на прививку против коклюша. По понятным причинам общественность всполошилась: даже известный британский академик начал утверждать, что вакцина имеет сомнительную эффективность, и ставил вопрос, перевешивает ли ее польза все возможные риски. СМИ подхватили сенсацию. В итоге охват вакцинацией снизился с 81 до 31%, что предсказуемо привело к вспышке эпидемии коклюша, унесшей жизни нескольких детей. Доверие общественности было восстановлено после публикации перепроверки эффективности вакцины. Более 90% британцев привились против коклюша, и уровень заболеваемости заметно спал.

Начавшаяся в октябре 2010 года эпидемия холеры на Гаити затронула 7% населения и унесла жизни более чем 9000 человек.

Масштабы заболеваемости корью сегодня бьют все мыслимые рекорды: за шесть месяцев 2019 года в мире было зафиксировано в три раза больше зараженных вирусом, чем за такой же период 2018-го! Больше всего пострадали Конго, Мадагаскар и Украина. Верховный суд Киева с 1 сентября также ввел запрет на посещение детских садов и школ непривитыми детьми.

В Беларуси последствия антипрививочной агитации тоже дали о себе знать: с начала года у нас зарегистрировано около 200 случаев кори, из них 56 — завозные. Среди заболевших порядка 71% взрослых. Около 54% пациентов не имели сведений о прививках, имели одну прививку или были привиты по эпидпоказаниям, то есть вакцина еще не успела сработать.

Тем временем новый учебный год в США начался со скандала: более 20 тысяч американских детей могут выгнать из школ или даже заставить покинуть штат Нью-Йорк после того, как на фоне эпидемии кори власти ввели запрет на отказ от прививки из религиозных соображений.

Инфекции бессмертны



— Вакцинация входит в число трех главных причин, связанных с медициной, благодаря которым повысилась продолжительность жизни в XX веке, — говорит заведующий кафедрой инфекционных болезней БГМУ, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям Минздрава Игорь Карпов. — Кстати, остальные две причины — применение антибиотиков и улучшение санитарии и гигиены — тоже прямо или косвенно относятся к вопросам распространения и течения инфекционных заболеваний. По данным ВОЗ, прививки предотвращают от двух до трех миллионов смертей в год. В свое время благодаря крупномасштабным программам вакцинации удалось остановить передачу вируса натуральной оспы и уменьшить число случаев заражения полиомиелитом на 99% по всему миру. О том, как в мире с помощью вакцинации принципиально решили вопросы снижения заболеваемости гемофильными менингитами, менингококковой и пневмококковой инфекцией, а также другими заболеваниями, у нас просто недостаточно пишут. До начала широкого внедрения прививок против кори от инфекции умирало более 2,5 миллиона человек в год. Успехи вакцинации общеизвестны и впечатляющи, но из-за того, что многие тяжелейшие болезни остались в прошлом, люди попросту забыли об угрозах заражения.

К чему можно прийти, если отказаться от вакцинации? Давайте сначала вспомним свой печальный опыт. В перестроечные времена из-за появившихся в прессе статей об угрозах, которые якобы наносят здоровью прививки, начался массовый отказ от АКДС — эффективного метода профилактики столбняка, коклюша и дифтерии. Люди грамотные, заставшие «довакцинальный» период, предрекали, что мы увидим ту дифтерию, которая была в 1950-е годы. Не хотелось в это верить, но так и произошло. Тысячи человек на территории бывшего СССР заболели, были зафиксированы летальные исходы, после чего наглядный пример неадекватного пользования вакциной вошел в медицинские учебники. Сегодня мы наблюдаем похожую картину со вспышкой кори в одной из соседних стран, где антипрививочные настроения тоже сыграли свою драматичную роль: 1 летальный случай на 1000—2000 заболевших — исследования европейских специалистов подтверждают эту статистику.

— Много вопросов по поводу прививок от гриппа. Какой смысл делать их, если вирус мутирует и каждый год мы ожидаем какой-то новый штамм?

— Грипп — необычная инфекция. Из всей группы острых респираторных заболеваний она стоит особняком. Благодаря климатическим условиям и среднегодовой температуре к нам это заболевание приходит сезонно, за исключением пандемических случаев, которые, к счастью, бывают редко. Как правило, вирус гриппа «держится» на нашей территории от 6 до 10 недель, и в это время происходит рост тяжелых случаев болезни. При этом никто не гарантирует, что в эти 6—10 недель человек не получит одну из других вирусных патологий: респираторный синдром, риновирус, парагрипп, респираторно-синцитиальный вирус. Однако своевременная вакцинация против гриппа избавит от его тяжелых последствий.

Грипп страшен своими осложнениями, особенно у контингента риска — пациентов с сахарным диабетом, онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, у беременных женщин. Также под угрозой находятся люди старше 65 лет, потому что в этом возрасте у человека уже есть сопутствующие заболевания, а грипп может сильно повлиять на их течение, причем только в худшую сторону. Нередки случаи, когда у возрастных пациентов после перенесенного гриппа возникают тяжелые сердечно-сосудистые осложнения.

Что касается замечания про штаммы. Вакцины делаются достаточно быстро с учетом того штамма гриппа, который в данный момент циркулирует. Основных вирусов несколько — вирус гриппа B, вирус H1N1 и Н3N2. Как привило, существуют определенные закономерности их распространения: с очень небольшой «модификацией» это тот вирус, который вызвал последнюю пандемию, и тот, который циркулировал до этого (с определенными мутациями). От них мы и прививаемся. Естественно, здесь есть свои нюансы.

— Почему люди, которые регулярно делают прививки от гриппа, все равно заболевают им?

— Если человек заболел через несколько недель после вакцинации — это, как правило, другие респираторные инфекции, не грипп. Многое зависит от иммунитета, уже имеющихся заболеваний и сопутствующего фона: каждый организм по-разному реагирует на вирусы. Если бы привитый от гриппа человек отказался от вакцинации, то не исключено, что он мог бы переболеть им в гораздо более тяжелой форме.

— В интернете часто муссируется тема составляющей вакцин, люди недовольны тем, что закупаются не оригиналы.

— Это вопрос консенсуса, который принимается в обществе. При этом мало кто в курсе, что в большинстве развитых стран Западной Европы тоже используют дженерические лекарственные средства, чтобы облегчить нагрузку на бюджет. А у нас происходит «шараханье»: с одной стороны, хочется самого-самого, с другой — чтобы оно еще и недорогим было. Желание правильное, но действия должны быть взвешенными, реальными и обдуманными.

Рисунок Олега Попова

— Нужна ли нам серьезная кампания против антипрививочных настроений?

— В обществе должны существовать ответственность и понимание. Если есть темы для обсуждения — сейчас мы говорим именно о теме вакцинации, — то это обсуждение должно быть максимально ответственным и профессиональным. К сожалению, уже длительное время мы имеем дело с огромным пластом субъективной, не подкрепленной фактами информации, с «вбросами» не подтвержденных наукой данных в интернет. А правда на сегодня одна: если представить, что большинство белорусов отказалось от прививок, нас ожидает возвращение в эру дифтерии, полиомиелита, столбняка и других опаснейших заболеваний. И никакие чудо-таблетки, диеты и фитнес не спасут нас от них. Люди, жившие в первой половине ХХ века, сделали свой выбор: они восприняли вакцинацию, да и появившееся эффективное лечение инфекций, как великое достижение цивилизации. Именно не как данность, а как достижение! А знаете, почему? Потому что не были готовы терять близких, прежде всего детей и молодежь, от доминировавших тогда инфекционных заболеваний. Литература тех времен буквально пронизана трагизмом сложившейся ситуации. Можно и нужно обсуждать вопросы эффективности, качества, стоимости, целесообразности включения в календарь прививок. И понять, что на сегодняшний день вакцинация — самый эффективный способ профилактики инфекционных заболеваний.

В ТЕМУ

По данным иностранных интернет-источников, после того как по американскому штату Вашингтон прокатилось сразу несколько вспышек кори, член конгресса США Адам Шифф отправил письмо основателю Facebook Марку Цукербергу с просьбой помочь в решении проблемы. По его словам, в этой социальной сети, а также в Instagram активно распространяется информация, из-за которой у людей появляется страх перед прививками, поскольку их вводят в заблуждение. 15 февраля 2019 года в Facebook пообещали принять «дополнительные меры» вплоть до удаления контента такого рода.

КОМПЕТЕНТНО

Оксана Романова, заведующая кафедрой детских инфекционных болезней БГМУ, доктор медицинских наук, профессор:


— Часто приходится сталкиваться с мнением, что в прививках есть масса компонентов, которые наносят серьезный вред здоровью: ртуть, алюминий. Безусловно, в вакцины всегда добавляется какое-то вещество-стабилизатор (например, магния сульфат), консерванты (тиомерсал), адъюванты (соли алюминия — для усиления иммунного ответа на введение вакцины), но на сегодня нет доказательств, что они отрицательно сказываются на иммунитете человека или приводят к каким-то серьезным осложнениям в будущем. Тот же алюминий в незначительных количествах присутствует во многих таблетках, которые принимают пациенты с гастроэнтерологическими заболеваниями. Почему там не поднимают этот вопрос? Опасения по поводу безопасности консерванта тиомерсала привели к тому, что на протяжении 10 лет экспертами ВОЗ проводились исследования, в результате которых было доказано отсутствие какого-либо токсического его воздействия на организм человека. Что же касается солей ртути, то в небольших количествах (до 0,2 мг/кг) они содержатся в рыбе (особенно в скумбрии, тунце и меч-рыбе), других морепродуктах, орехах, какао-бобах, шоколаде.

Любая прививка проходит тестирование перед тем, как попасть на фармакологический рынок: в среднем ее проверяют 3—4 года. Каждая компания заинтересована в том, чтобы выпустить качественный продукт, не подпортить свою репутацию и, разумеется, окупить средства, затраченные на производство вакцины. Да, нежелательные эффекты всегда были, есть и наверняка будут, невозможно создать «идеальное вещество», но можно свести риски к минимуму, чем сегодня и занимаются специалисты. К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с примерами, когда дети имеют нарушения иммунной системы: по международным данным, это примерно 1 ребенок на 2000 новорожденных. Таким малышам многие прививки действительно противопоказаны.

Одна из самых опасных реакций на вакцинацию — анафилактический шок. Современная наука против него бессильна, разгадать, когда именно и на что «взбунтуется» организм, нельзя. Вы можете съесть грецкие орехи и попасть в реанимацию. Поэтому единственный способ избежать непредвиденных осложнений — полчаса после прививки находиться под наблюдением медиков, чтобы в случае чего были немедленно предприняты все необходимые меры для стабилизации состояния. К счастью, такая реакция встречается крайне редко.

Защищенность детей от болезней играет важную роль в профилактике заболеваний у взрослых. Считается, что если в стране вакцинацию прошли 90—95% малышей, то старшее поколение может не опасаться всплеска инфекционных заболеваний.

МНЕНИЯ

Дмитрий Шевцов, председатель Белорусской ассоциации врачей:


— Если человек по каким-то своим внутренним убеждениям решил для себя, что он категорически не будет прививаться сам, — это его право. Хотя я и рассматриваю данное явление как скрытые суицидальные наклонности. Но! Если он отказывается прививать собственных детей, то здесь необходимо включать рычаги ответственности нерадивого родителя, ведь по сути это и есть оставление ребенка в опасности. Все надуманные теории заговоров медиков либо еще кого-то — не что иное, как использование людей с лабильной психикой в корыстных целях заинтересованными в этом компаниями либо коллективное управление невежеством в социальном пространстве интернета.

Я полностью поддерживаю подходы некоторых стран в принятии санкций к СМИ, которые позволяют существовать подобным группам в соцсетях. И поддерживаю инициативу о том, что в детские дошкольные и школьные учреждения должны ходить только привитые дети. Мы живем в коллективном обществе, замечу — в образованном обществе. И должны принимать те правила, которые диктуют наука, доказательная медицина и здравый смысл.



Михаил Дернаковский, врач-психотерапевт, психолог:

— Почему «антипрививочное движение» набирает обороты в XXI веке, когда малообразованных людей становится все меньше? Во многом это связано с псевдоэкспертной авторитетностью лидеров мнений. Еще 20—30 лет назад мнение людей формировалось благодаря высказываниям и рекомендациям экспертов. Попасть в СМИ некомпетентному в своей сфере человеку было невозможно. В настоящее время информация становится более весомой благодаря известности и раскрученности блогера или интернет-ресурса. О знаниях речи не идет: главное — красноречие и умение интересно подать информацию. Для блогеров протест — всегда наиболее выигрышная форма взаимодействия с читателем, так как официально принятые точки зрения, особенно навязываемые социальными институтами, повышенного интереса вызвать не могут.

Также дело в особенностях прививок. Вакцина не дает никакого быстрого позитива. Возможность чем-то заразиться из-за отказа от прививки воспринимается людьми довольно призрачно. А побочные эффекты — в отдельных случаях. Именно эти отдельные случаи, крайне редкие, а потому вызывающие интерес, быстро распространяются в интернете.

Государству нужно грамотно влиять на своих граждан, чтобы они доверились программе вакцинации и начали регулярно прививаться. Здесь нет иных путей, кроме информационного и разъяснительного. К сожалению, не все понимают опасность эпидемий. Мы в шоке от фактов, показанных в сериале «Чернобыль», но любой вирус еще сто лет назад уносил несоизмеримо больше жизней, чем радиация.

Самое главное — не вводить каких-либо обязывающих предписаний до запуска информирования населения, разъяснения и пропаганды в лучшем смысле этого слова. Как правило, люди не понимают статистические аргументы, им нужно увидеть чьи-то живые эмоции. Потому реальные истории людей, отказавшихся от иммунизации и тяжело заболевших (а таких историй врачи уже сейчас могут предоставить сотни), их детей и близких, сыграют более серьезную роль, чем любая научная информация. Еще Аристотель утверждал, что убеждает людей не логика (логос), а пафос — эмоциональный аргумент, представляющий собой свой или чужой эмоциональный опыт и жизненные истории.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter