VIP-персона - каждый из нас

У меня есть знакомые, готовые в ладоши хлопать гражданам США, в День Независимости своей страны вывешивающим в окнах домов национальные флаги, украшающим себя серьгами, брошами, значками с национальной символикой: "Вот какие патриоты американцы - молодцы!" Между тем стоит лишь завести речь об отечественной национальной идеологии, эти же люди начинают презрительно морщиться.
У меня есть знакомые, готовые в ладоши хлопать гражданам США, в День Независимости своей страны вывешивающим в окнах домов национальные флаги, украшающим себя серьгами, брошами, значками с национальной символикой: "Вот какие патриоты американцы - молодцы!" Между тем стоит лишь завести речь об отечественной национальной идеологии, эти же люди начинают презрительно морщиться. Говорят, что идеологическое воспитание кануло в Лету вместе с развалом СССР и ликвидацией КПСС и возвращаться к нему равнозначно возвращению во вчерашний день. Тем более что, по мнению приверженцев такой точки зрения, понятие "идеология" для цивилизованного мира - не более чем атавизм. Так ли это? Безусловно, нет. Ведь без идеологической составляющей ни одно государство существовать не может - иначе у граждан страны не будет чувства патриотизма, гордости за свою державу, желания улучшать благосостояние общества. Так что патриотизм тех же американцев - результат именно идеологического воспитания. Того самого, вокруг которого у нас сейчас ведется много споров и разговоров - как надо вести эту работу, какие формы и методы использовать.

- На нашем предприятии, - рассказывает заместитель генерального директора ОАО "Белшина" по управлению персоналом и социальным вопросам Анатолий Ялак, - идеологическая работа строится в первую очередь вокруг решений правительства, руководства государства. Это закономерно: невозможно жить в стране и в то же время быть обособленным от ее проблем и перспектив. Для нас это сейчас особенно актуально: предприятие переживает не самые лучшие времена - идут сокращения в трудовом коллективе, зарплата не такая большая, как хотелось бы. Главная задача идеологов в этом случае - объяснить трудовому коллективу, что не может такой промышленный гигант, как БШК, просто уйти в никуда и быть закрытым. Мы обязательно выживем и поднимемся. Как скоро это произойдет, зависит от множества факторов, в том числе и от настроения в коллективе.

По словам Анатолия Владимировича, каждому новому работнику предприятия представители руководящего звена БШК уделяют внимание в течение всего рабочего дня. Мастера, наставники, начальники цехов, по сути, также являются... своего рода идеологическими работниками. Преувеличение? Отнюдь. Ведь привить молодому человеку любовь к труду, сделать его классным специалистом - задача государственной важности.

- Мы в прямом смысле слова стараемся дойти до каждого, - продолжает Анатолий Ялак. - Устраиваем встречи молодежи с ветеранами предприятия. Чтобы нынешнее поколение хоть в какой-то степени переняло у старших ту преданность любимому делу, что была в свое время. Если человек собирается увольняться с нашего предприятия, я в обязательном порядке встречаюсь с ним, беседую, выслушиваю его мнение о том, чего не хватает в организации труда. Иными словами, даю понять человеку, что он не просто "винтик" в огромной производственной машине, а личность. Эти беседы носят и своего рода воспитательный характер. Ведь понятно: человек уходит с "Белшины" ради более высокого заработка. И свою задачу я вижу в том, чтобы в погоне за большими деньгами он в конечном итоге не поступился моральными принципами.

На "Белшине" суть идеологической работы видят отнюдь не в том, чтобы изучить какой-либо объемный официальный документ и механически доводить его содержание до "широких масс". Наоборот, здесь считают, что работа по воспитанию коллектива многогранна, к каждому рабочему надо подобрать свой ключик. И только если каждый работник осознает себя, без преувеличения, членом большой трудовой семьи, VIP-персоной, выражаясь современным языком, действительно можно будет говорить об успехе предприятия.

Не хочу рисовать систему идеологического воспитания на "Белшине" в розовых тонах. Что-то получается, что-то - нет. И это нормально: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

- Другое дело, - говорит Анатолий Владимирович, - мы могли бы добиться большей эффективности идеологической работы, если бы на предприятии был человек, занимающийся исключительно этой проблематикой. До ноября прошлого года у меня был заместитель, в чьем ведении находились вопросы идеологии. Но решением прежнего руководства эта должность была сокращена. Вроде как выигрыш - экономится заработная плата. Но не стало звена, которое соединяло все аспекты работы по воспитанию коллектива, нормализации отношений между людьми. Иными словами, в идеологической работе стало меньше системности. Ситуация ненормальная и нужно ее исправлять...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter