Винтики сложного процесса

Крупные предприятия для малых городов
Вопрос: что такое крупная корпорация сегодня, например «Кодак» или «Мицубиси»? Ответ: во–первых, это брэнд. Во–вторых, мощная научно–исследовательская база. В–третьих, управление и финансы. «А как же производство, линии, цеха?» — спросит кто–то. «Этим занимаются другие», — ответят в головном офисе солидной компании. «Других» именуют субконтракторами. Слово только входит в наш экономический лексикон. В западных странах оно давно прижилось. Болты, гайки, микросхемы, платы, детали, корпусы вытачивают и собирают на малых, не известных широкой аудитории, фирмах. Так выгодно... Анатолий Харлап, председатель Белорусской ассоциации предприятий промышленности, считает, что крупные корпорации нашей страны также должны двигаться «от большего к меньшему». «Нужно активнее переносить производство деталей и узлов в небольшие населенные пункты, на предприятия частного бизнеса. Расширять его в Минске и крупных городах плохо не только потому, что страдает экология. Дело прежде всего в экономике. Большинство наших гигантов строилось в советское время. Организовывать на их базе небольшой выпуск новых агрегатов не всегда выгодно. На мелких предприятиях–cубконтракторах малотиражное производство позволяет снизить издержки. К тому же аренда помещений в провинции обходится дешевле. Одновременно решается проблема занятости в регионах», — приводит целый пакет аргументов Анатолий Харлап. Казалось бы, все они более чем очевидны. Почему же малые города еще не превратились в сеть филиалов белорусского «сборочного цеха»?

Кто владеет информацией...

По мнению производственников и ученых, для развития кооперации между большими и малыми предприятиями нужно прежде всего выстроить мощную информационную базу, чтобы производители видели возможности друг друга и принимали оптимальные решения. К сожалению, этот процесс только налаживается...

«Как построить добротное и дешевое жилье? — задается волнующим многих вопросом Антон Вавилов, доктор технических наук, профессор БНТУ. — Мы наблюдаем, что цена на новостройки растет, и хочется знать, с чем это связано. Слышим в ответ: одна из причин удорожания жилья — в росте стоимости строительных машин, оборудования, материалов. Если бы они были дешевле, то и квартиры были бы доступнее. Значит, производители машин, например, должны думать, как их сделать дешевле! Но... В стране около 40 машиностроительных предприятий, имеющих отношение к строительству. Они находятся в подчинении Минпрома, «Белавтодора», Минжилкомхоза, Минстройархитектуры... На каждом есть конструкторское бюро, специалисты которого зачастую не контактируют с коллегами из других «епархий». Даже если предприятия находятся в одном городе. У кого–то есть необходимые технологии, а сосед не знает об этом. И делает заказ в другом городе, исполняемый на морально устаревшем, затратном оборудовании. Естественно, при таком подходе, ни о какой унификации производства, снижении издержек в масштабах страны не может быть речи. В конечном итоге за эти просчеты рассчитываются покупатели жилья».

«Еще пример. На заседании ученого совета БНТУ, директор одного из опытных заводов поднял проблему. В свое время он закупил несколько новейших, уникальных станков, но оборудование, к сожалению, простаивает. Я поинтересовался: а как вы рекламировали свои возможности? Ответ: рассказал о них в кругу друзей — знакомым руководителям... Комментарии нужны? У нас явно недоразвита информационная база, способствующая контактам между предприятиями. Многие из них варятся в «коконе» своего ведомства, не задумываясь о выходе в глобальное информационное пространство. Такие вот параллельные микромиры получаются», — констатирует А.Вавилов.

По мнению ученого, успешному выполнению ряда государственных программ мешает и то, что многие предприятия задействованы в совершенно разных проектах. При этом есть один приоритетный, а остальные как бы «путаются под ногами».

«Ситуация. Расходы на отопление и газ растут. В стране есть программа по замещению традиционных ресурсов местными видами топлива. За последние годы доля своих носителей увеличилась. И что мы наблюдаем? Многие руководители жалуются: себестоимость древесного топлива выше, чем цена газа. Мы, ученые, анализируем факты и приходим к выводу: во многих случаях это так. Обращаемся к нашим производителям топливовозов, рубильной техники — МАЗу, МТЗ: мол, давайте снижать издержки производства, повышать экономический эффект. А что в ответ? Как в народе говорится, у вас своя свадьба, у нас своя. Перед МАЗом профильное министерство поставило задачу — наращивать выпуск большегрузных автомобилей, перед МТЗ — оснастить сельхозпредприятия страны энергонасыщенными тракторами. Им просто некогда заниматься всерьез программой по местным видам топлива...»

По мнению Антона Вавилова, удешевить проекты в строительстве, энергетике и других важнейших секторах экономики можно при том условии, что гиганты не будут распыляться на те вещи, которые эффективно может выполнить малый бизнес.

Закон и порядок (налоговый)

Механика субконтрактных отношений понятна. Но, считают специалисты, чтобы система заработала как положено, необходимо решить пакет экономических и правовых вопросов. Один из важнейших, по мнению председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, связан с действующим налогообложением.

«Допустим, я — директор компании, которая производит шариковые ручки. Мне выгодно произвести стержень ручки, скажем, на фирме в Смолевичах, корпус — в Барановичах, а у себя в Минске смонтировать изделие. Но такое разделение труда обойдется недешево. На каждом уровне производства накручивается налог на добавленную стоимость. В итоге эта ручка будет стоить, условно, не доллар, а полтора доллара! Кто же ее купит? Изделие оказывается неконкурентоспособным даже на внутреннем рынке. Китайские, американские, немецкие аналоги дешевле. Потому что там внутри производственного цикла нет таких вот накруток, налогом облагается конечный продукт», — объясняет Владимир Карягин. По его мнению, субконтрактные отношения в Беларуси получат импульс, если производителей разгрузят от лишних налогов. «Мне могут возразить: а как же интересы бюджета? Готов дискутировать. Ведь конкурентоспособность продукции — вещь не менее важная», — убежден В.Карягин.

По мнению представителей предпринимательского сообщества, чтобы субконтрактные отношения стали инструментом развития малого бизнеса и малых городов, нужно на законодательном уровне закрепить базовые понятия субконтрактации. Сегодня в нормативных актах их просто нет. «Кроме того, очень важно установить квоту для предприятий малого бизнеса при проведении госзакупок. Она должна составить не менее 15 процентов», — убежден директор ЗАО «Витебского центра поддержки и предпринимательства» Леонид Шур.

«В западных странах доля малого бизнеса в госзаказах регулируется законом. Например, в США Национальное космическое агентство (NASA) 20 процентов работ должно размещать на небольших фирмах. Такова обязательная квота. Однако на практике малый бизнес обслуживает государственное агентство на 70 — 90 процентов. Это значительно экономит государственные деньги, — рассказывает В.Карягин, — думаю, подобная практика получит развитие и у нас».

Очевидно, и Правительству, и законодателям есть над чем подумать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter