Какие проблемы нужно решить, чтобы цены на отели снизились?

Виноваты не только «звезды»

Еще пять лет назад мы жаловались на то, что туристам и командированным негде остановиться. Но за последние полтора года число гостиниц увеличилось в 1,5 раза, до 539, а заполняемость снизилась до 30—35 процентов. Винят высокие цены, которые не по карману многим отдыхающим, а привыкших бывать за рубежом и вовсе вводят в ступор. Между тем гендиректор «Беларустуриста», председатель Республиканского союза отельеров Людмила Сеньковская не сдерживает эмоций: «Мы скоро станем бесплатными! Дошли до 10 евро за ночь. На наших сайтах постоянно висят новости о скидках и акциях». 


В этом месте читатели наверняка полезут в интернет, чтобы удостовериться: не могли же они проморгать падение цен. Не проморгали. Правда, есть нюансы. В Республиканский союз отельеров входят отель «Европа», четыре гостиницы под маркой Тime, а также все средства размещения ТЭУП «Беларустурист». Помимо этого объединения, на рынке есть еще ряд общественных организаций, куда входят другие «нумера». И в этом, по мнению Сеньковской, одна из главных проблем. Чтобы отельный бизнес развивался по единому пути, нужна консолидация усилий и мнений. Это позволило бы для начала привести классификацию и названия номеров к общему знаменателю. Пока привычные пониманию иностранцев апартаменты есть только у 56 гостиниц, прошедших по собственному желанию сертификацию на «звездность». В результате страдает качество услуг. Теряются в догадках о сервисе и иностранцы, когда оказываются в райцентрах на экскурсиях. Поэтому региональным гостиницам следует подтягиваться к единым стандартам. 

Раздрай в ситуацию вносят и квартиры на сутки. В начале 2016-го только в Минске было зарегистрировано шесть сотен индивидуальных предпринимателей, сдающих жилье на короткий срок. Процветает бизнес и на периферии. Порой гости предпочитают такой вариант проживания отелям: места больше, а если заселиться компанией, можно порядочно сэкономить. Между тем такие отдыхающие не попадают ни в одну туристическую статистику. Но не это волнует отельеров. Они настаивают на равных условиях для всех игроков рынка – с проверками МЧС, санслужб. 

Впрочем, пенять только на конкурентов не приходится. В гостиничной сфере есть ряд нерешенных вопросов. Например, представители бизнеса давно предлагают ввести льготный НДС. Еще один вопрос: нужно ли включать завтраки в проживание, как это делают соседи? С одной стороны, это общемировая практика, с другой – может ощутимо ударить по кошелькам. Ведь речь сегодня идет о нескольких сотнях тысяч рублей доплаты за шведский стол. Впрочем, если постараться, можно организовать континентальный завтрак или шведский стол от 40 тысяч рублей, уверена Сеньковская. Правда, для того чтобы снизить стоимость того же шведского стола, для начала нужно найти производителей, согласных фасовать продукты в мелкую тару. Пока из родного есть только сахар в пакетиках. О масле, джеме, меде приходится только мечтать и довольствоваться импортом. 

Работа есть и для швейных предприятий страны. Взять те же полотенца, которых должно быть по четыре в каждом номере. последних  в стране насчитывается более 20 тысяч. «Работаю 15 лет в системе, из которых 8 лет бьюсь с Речицей: четыре одинаковых полотенца выпустить они не могут. Три могут. Последнее, для ног, нужно делать плотнее, с ним и проблема», — объясняет председатель Республиканского союза отельеров. 

Ниша есть и у производителей текстиля для отелей. Например, светонепроницаемые шторы сейчас закупаются за сумасшедшие деньги за рубежом. Еще один момент — постельное белье. Сегодня отели подбирают подушки и пододеяльники под готовые комплекты, а не наоборот. Если учеcть требования гостиниц, перед заводчанами откроется большой рынок сбыта: по санитарным нормам на одно койко-место должно быть пять комплектов белья. Пока же этот рынок заняли турки и россияне. 

Очевидно: проблем и нерешенных вопросов у отельеров накопилось много, и они требуют оперативного и комплексного решения. Иначе в нынешнем году будет побит прошлогодний антирекорд по заполняемости, когда в среднем по стране гостиницы были востребованы на 29 процентов. 

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter