Винные гадости

Возвращаясь вечером домой, часто встречаю у продовольственного магазина дядю Мишу с компанией.
Возвращаясь вечером домой, часто встречаю у продовольственного магазина дядю Мишу с компанией. Мужики "культурно" отдыхают, расслабляясь "Золотым венком", "Белай квеценню" и другими подобными напитками, именуемыми в народе "чернилами". Дядя Миша, как он мне представился, попросив как-то недостающую для заветной бутылки сотню рублей, "чернила" уважает по нескольким причинам: дешевое, быстро ударяет в голову и, в отличие от водки, почти не требует закуски. К тому же, пропустив бутылочку-другую вина, шансов добраться домой у человека гораздо больше, чем после "беленькой": 16 градусов - не 40.

Сейчас для любителей "чернил" в магазинах - просто клондайк. Сама была удивлена, походив по торговым точкам. Плодовые вина и напитки нескольких наименований можно найти в любом магазине. Цены - доступнее не бывает: от 700 с лишним до 1.500 рублей за бутылку с романтическими названиями "Старая таверна", "Русалочка", "Василиса", "Ламбада" (уж не поэт ли какой их придумывает?)... А ведь еще несколько лет назад, по словам того же дяди Миши, за "Крыжачком" или "Славянским белым" выстраивалась очередь.

Оказывается, в прошлом году отечественные виноделы, "вняв нуждам" пьющего народа, выпустили почти втрое больше плодовых вин, чем прежде: на каждого жителя страны, включая младенцев и стариков, пришлось примерно по 39 пол-литровых бутылок. Но какого качества? В основном это так называемые плодовые особые вина, изготовленные из концентрированных соков, разведенных водой, с ускоренным процессом брожения. На приготовление партии такого пойла уходит меньше месяца. Это вам не марочный "Херес" трехлетней выдержки! Рентабельность на отдельных предприятиях доходит до 50 - 60 процентов, и продукция пользуется устойчивым спросом, хотя, на мой взгляд, одно внешнее оформление бутылки, укупоренной пластиковой пробкой, не вызывает другого желания, как задвинуть ее в самый дальний угол.

И порой - небезосновательно. В прошлом году проверяющие выявили ряд отступлений от технологии в винном производстве: недовложения сахара, заниженное содержание алкоголя, антисанитарию и др. В итоге несколько предприятий, как, например, "Золотой нектар" в Пуховичском районе или логойская "Флора", лишились лицензии. Только это вряд ли восполнит урон, нанесенный здоровью пьющих их напитки. Да и чего, собственно, хотеть, если плодовые вина нынче производят не только на специализированных предприятиях, но и в колхозных цехах, где редко встретишь истинных профессионалов. Сегодня почти в любом районе найдется собственный заводик с винным производством, основной, кстати, источник "живых" денег. На него молятся не только рабочие, чья зарплата, как правило, одна из самых высоких в районе, но и местные власти. Была я на одном из таких - как раз в разгар сезона приемки сырья. Самым сильным впечатлением оказался запах гнилых яблок, которые не успевало перерабатывать предприятие.

Вообще же плодовое вино, популярное не только у нас, но и в России, Украине, уже за Бугом практически не пьют, предпочитая напитки из виноградного сырья. Но Беларусь - не Грузия и не Молдова, промышленные сорта винограда у нас не возделываются. С развалом СССР поставки виноматериалов из-за нехватки валюты стали сокращаться, и за последние 15 лет выпуск виноградных вин упал в десятки раз. В прошлом году, например, их произведено всего 16 млн. пол-литровых бутылок, да и то в основном за счет частных предприятий. Чтобы восполнить дефицит, наши виноделы научились делать вполне приличные вина из яблок и ягод. Они, как правило, готовятся от 3 месяцев до года на основе натурального сока, проходящего через естественный процесс брожения. В прошлом году на международных конкурсах-дегустациях эти напитки получили 90 медалей, в том числе один Гран-при. Увы, по большому счету, эти напитки в наших магазинах - редкость.

Почему же производители заведомо ориентируются на низкопробный товар? Как оказалось, причины лежат как в экономической, так и в технологической плоскостях. Вспомним, что происходило в прошлом году на алкогольном рынке. Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма обязала пищевиков сократить производство крепких алкогольных напитков и увеличить выпуск плодовых и виноградных вин. Кстати, задача совпала с интересами производителей алкоголя, поскольку повышение цен на "сорокаградусную" уменьшило спрос на нее и склады ликеро-водочных заводов буквально ломились от нереализованной продукции.

Вместе с тем директивное ограничение цен практически уравняло в стоимости весь винный товар. Качественное вино, изготавливаемое целый год, и суррогат, что готовится менее месяца, стоят примерно одинаково, хотя затраты на их производство несоизмеримы. Что-что, а считать деньги производители уже научились...

Не зря ведь многие заводы отказались от популярного не так давно "Крыжачка". Увеличились акцизы, и от былых объемов в прошлом году осталась всего пятая часть. Нас, потребителей, это должно только радовать - целее будем. Винный напиток - это ведь не что иное, как спирт, разбавленный водичкой и приправленный красителями и ароматизаторами. От такого "напитка" и до проблем со здоровьем недалеко...

И вообще, хватит, мне кажется, нашим винным заводам ориентироваться на "дядю Мишу". Почему бы не посмотреть в сторону истинных ценителей благородных напитков? Не зря ведь говорится, что вино на радость нам дано. Вот пусть и радует, а не подрывает слабый человеческий организм. Хороший алкогольный напиток - это ведь, помимо всего прочего, и престиж государства. Весь мир знает чешскую сливовицу или мексиканскую текилу. А почему бы белорусам не прославиться какой-нибудь "Вишневым натуральным" или "Яблочным полусладким"? Может, пора перестать сетовать на плохое сырье, устаревшее оборудование, недостаток мощностей и т.д., а засучив рукава доказать всему миру, что и мы не лаптем вино хлебаем?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter