Виктор ГУМИНСКИЙ: Гуманизм не значит всепрощение

Кто может рассчитывать на амнистию?Белорусские парламентарии планируют принять на весенней сессии проект закона об амнистии. Это будет уже восьмая амнистия осужденных в истории суверенной Беларуси. В чем ее особенности? Каких категорий заключенных она коснется? Не приведет ли к обострению криминогенной ситуации? Об этом наш разговор с председателем Минской областной организации РОО “Белая Русь”, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Виктором Гуминским.

— Виктор Александрович, для чего вообще нужны амнистии и как часто они должны проводиться?
— Прежде всего это гуманный акт государства, дающий возможность людям, которые когда-то преступили закон, вернуться к нормальной жизни. Ведь далеко не все заключенные являются закоренелыми преступниками. Например, очень много преступлений совершается по неосторожности, часто у преступившего закон находится немало смягчающих обстоятельств. Кроме того, скажем откровенно, не всегда наказание, выносимое судебными органами, адекватно тяжести содеянного.
Законы об амнистии можно рассматривать в качестве инструмента публичной помощи осужденным, ставшим на путь исправления. Как правило, подобные акции посвящены каким-то знаменательным датам, исторически значимым событиям. К примеру, нынешняя приурочена к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Из исправительных учреждений закрытого типа предполагается освободить около двух с половиной тысяч человек, из учреждений открытого типа — свыше 1,8 тысячи осужденных. Помимо моральных соображений здесь присутствует и экономический расчет. Государство несет большие финансовые затраты на содержание осужденных: ежемесячно содержание каждого из них обходится в 250 тысяч рублей. Так что предполагаемая общая сумма экономии финансовых средств республиканского бюджета составит примерно два миллиарда рублей.
К слову, такие акты гуманизма не редкость и в других странах мира. В частности, регулярно амнистируют заключенных в России, Казахстане, сейчас, насколько мне известно, прорабатывается возможность проведения амнистии в Литве.
— Кто может согласно законопроекту рассчитывать на амнистию?
— В первую очередь от уголовной ответственности предполагается освободить льготные категории лиц. Среди них несовершеннолетние, беременные женщины, женщины и одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Могут быть амнистированы заключенные, которые совершили нетяжкие и не представляющие большой общественной опасности преступления.
К примеру, согласно законо-проекту обрести свободу могут граждане, осужденные за кражу, мошенничество, присвоение либо растрату средств, но при условии, что они отбыли треть наказания и полностью возместили причиненный ущерб. Также обязательной будет положительная характеристика по месту отбывания наказания.
— Не повлечет ли амнистия обострения криминогенной ситуации в стране? Есть мнение, что это вообще бесполезный акт, поскольку освобожденные из мест лишения свободы через какое-то время снова становятся на криминальную тропу.
— Я придерживаюсь другой точки зрения. Гуманизм не означает всепрощения. Не стоит надеяться на амнистию участникам преступных организаций, убийцам, насильникам, лицам, совершившим коррупционные преступления.
Амнистия не распространяется на лиц, к которым ранее применялось помилование и которые вновь совершили умышленное преступление.
Опыт последней амнистии заключенных показал низкий уровень рецидивности среди данной категории лиц — примерно на уровне семи процентов. Большинство же искренне раскаиваются в содеянном и не повторяют ошибок.
Государство не только предоставляет им возможность вернуться к полноценной жизни, но и активно помогает в этом. Созданная система социальной адаптации осужденных является достаточно эффективной, благодаря чему амнистированные крайне редко вновь ступают на криминальный путь.
— А как быть с тем, что многие работодатели не хотят брать на работу граждан с судимостью?
— Такая позиция идет вразрез с законодательными нормами. Конечно, есть такие производства, организации, где в интересах безопасности существует очень строгая система подбора кадров и человека, имеющего судимость, туда не возьмут ни при каких обстоятельствах. Но во всех остальных случаях такого быть не должно. Да, оступился человек, нарушил закон, но это не повод навсегда выкинуть его на обочину жизни.
В частности, 26-я статья законопроекта предписывает местным исполнительным и распорядительным органам принять меры по социальной и трудовой адаптации вышедших на свободу граждан, оказать им помощь в трудоустройстве, решении жилищных проблем. Инвалиды и престарелые при необходимости должны быть определены в дома-интернаты. Разумеется, все амнистированные будут находиться под пристальным наблюдением правоохранительных органов.
— Когда планируется принять данный законопроект?
— Сроки, как вы понимаете, очень сжатые. Палата представителей готова рассмотреть документ в первом чтении уже в начале весенней сессии, с тем чтобы в мае выйти на второе чтение.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter