Теннисистка и молодая мама Виктория Павлович рассказала о своих буднях

Вика, Вероника, Виринея

Кто не знает детского стихотворения Маршака про близнецов: «Где тут Петя, где Сережа?» Путаница всю жизнь преследовала сестер Викторию и Веронику Павлович. Теперь у мастеров малой ракетки появились два существенных отличия (цвет волос не в счет). Та, что завершила карьеру, это Вероника. А та, что еще тренируется — Виктория. К тому же недавно у Вики родилась дочь, которой дали редкое имя, и тоже на букву «В» — Виринея. Молодую маму, трехкратную чемпионку Европы и бронзового призера чемпионата мира по настольному теннису Викторию Павлович, мы застали в зале.


Виктория ПАВЛОВИЧ

ПОМНИТ РУКА

— Работаю пока раз в день. Самое главное сейчас — набрать физическую форму, чтобы были готовы мышцы, связки. Большой перерыв все-таки сказывается. Мышечная память есть, а скорости не хватает, ноги стоят. Помимо того что тренируюсь, просматриваю собственные игры, когда была в хорошей форме. В основном финальные матчи, когда побеждала на чемпионате Европы. Смотрю и думаю: «Надо же! Неужели я так хорошо играю?»

Играет Вика и вправду блестяще. Ее выдержке и хладнокровию могут позавидовать многие. Когда она в ударе, с ней невозможно бороться — берет верх в затяжных розыгрышах, возвращает на стол немыслимые мячи. Кажется, глаза у спортсменки даже на спине. Реакция молниеносная, движения отточены до автоматизма. Дважды она была сильнейшей на континенте в одиночном разряде и один раз — в парном. Трех титулов Павлович мало, она не прочь добыть и четвертый. Не беда, что ей уже за тридцать. Возраст в этом виде спорта не помеха.  

— Победить на Европе получилось не сразу. Два раза я становилась бронзовым призером. Скептики махнули на меня рукой. А я верила, тренировалась, бегала по десять километров — и выиграла золото. Стать чемпионом можно и в 16, и в 50 лет. Главное — как спортсмен себя чувствует. Не надо заглядывать ему в паспорт. Все вокруг говорят: «Пора тебе на пенсию». А может, это пик формы?! Посмотрите на наших ветеранов. Самсонов — это просто феномен и живая легенда. Но я снимаю шляпу и перед Женей Щетининым: ему 45, а он играет. При этом важно не пропустить момент, когда со спортом пора завязывать. Сделать это нужно вовремя, на высокой ноте. Я еще не прочувствовала ситуацию, потому что не соревновалась. Может, выйду к столу зажатой — и больше ничего не захочу. Но попробовать все же стоит.


ЗАЩИТНИЦА — ЭТО ТЕРПЕНИЕ

Есть у Виктории мечта, чтобы какая-нибудь фирма сделала ракетку с ее именем. У немца Тимо Болля такая имеется, у Владимира Самсонова тоже. Фамилии чемпионов отчеканены на ручке. Они, конечно, звезды первой величины. Но и Вика тоже знаменитость. В каталогах можно встретить именной инвентарь теннисистов, чьи достижения не сравнить с успехами белоруски. А уж защитниц, которые становились лучшими в Старом Свете, — раз-два и обчелся.  

— Нападающей я была только месяц, а защитницей — всю жизнь. К игрокам моего амплуа результаты приходят намного позже, уже в зрелом возрасте. Конечно, это налагает отпечаток на характер, на склад мышления. Трудности меня мобилизуют. По гороскопу я Телец. Часто приходится сжимать волю в кулак, но когда что-то накопится, могу и взорваться. В настольном теннисе защитница — это в первую очередь терпение. А еще стабильность и низкий процент брака. Надо быть готовой к длительной борьбе, уметь дождаться ошибки соперника. Разучивать все элементы нужно так, чтобы они «отскакивали от зубов». Это и подрезка, и прием, и топ-спин. Процесс усвоения очень длительный. Заметила: стоит на турнире выиграть одну тяжелую встречу, перейти некую грань — и все пойдет по накатанной. 

Терпение у Павлович может лопнуть в одном случае — когда дело всей ее жизни назовут пинг-понгом. Тут уж она любому даст отпор. Раньше теннисные столы стояли в фойе санаториев, на пляжах — увлечение было массовым. Отсюда и пошло предвзятое отношение. Дескать, невелика наука: подошел, отбил. Меж тем считается, что из сложнокоординационных видов спорта настольный теннис стоит на вто-ром месте вслед за горными лыжами.


Сестры ПАВЛОВИЧ

ПОКОЛЕНИЕ NEXT

Виктория интересуется делами своей сестры Вероники. Та работает наставником юниорской сборной Беларуси. Возможно, тренерского хлеба в будущем придется отведать и Вике — с детьми она ладит. Хотя сейчас совсем другая генерация юных игроков. Здорово, что у мастеров малой ракетки появился свой угол. Раньше они тренировались в небольшом зале Дворца тенниса. Затем в «Минск-Арене», где столы таскали с места на место: в начале занятий приходилось их ставить, а в конце — убирать. Теперь в распоряжении спортсменов целый спорткомплекс, построенный в 2014 году. Здесь созданы все условия для подготовки. Есть тренажерный зал, сауна. Возле раздевалки у каждого свой шкафчик — мелочь, а приятно. Работай хоть 24 часа в сутки.

— У Теодора Драйзера я прочла: «Чтобы так гореть, нужны бедность и молодость». Раньше мы тренировались за то, чтобы получить маечку с кедами. Такие были призы в советское время. На юношеский чемпионат Европы, который проводился за тридевять земель, выезжали на автобусах. Сейчас же у молодых спортсменов комфортные условия. Но в этом и небольшой минус. Они не знают, каково это — быть голодным ко всему: к тренировкам, к соревнованиям.

ЧЕРНО-БЕЛЫЙ КРЕАТИВ

При всей своей занятости Виктория Павлович часто ходит в Галерею искусств. Покупает понравившиеся картины. Дома у нее много разных полотен. Привозить их с зарубежных турниров накладно. Поэтому работы в основном белорусских, российских художников. Есть и собственные произведения, исполненные в черно-белых тонах. Правда, Вика называет их баловством и дилетантством. 

— В школе сидела на последней парте и на уроках выводила что-нибудь в тетрадке гелевой ручкой. Минут через пятнадцать на листке получалась абстракция. Мама носила рисунки одному преподавателю, и тот сказал: «Есть талант». А другая профессиональная художница их раскритиковала — не так заканчиваю линии. Конечно, всему надо учиться, у меня же нет базовых знаний. Поэтому своим хобби я не хвастаюсь и редко кому показываю рисунки. Правда, дома они развешаны вдоль стены. Сделать выставку уговорили мои домашние. Мне приятно открыть дверь квартиры и увидеть свои картины в коридоре. А муж ими восхищается — ему вообще нравится все, что я делаю. 

СУДЬБА ЗВОНИТ ДВАЖДЫ

В жизни Вика прагматик и любит, когда все разложено по полочкам. Но при этом она способна оценить прекрасные безумства. Ее супруг Александр Афонин родом из Владивостока. По телефону он заказывал в Минске цветы, и в шесть часов утра девушке доставляли огромные букеты. Расстояние для любви не преграда. Молодые люди встречались на нейтральной территории. Покорение Виктории заняло полтора года. 

— С Сашей мы знали друг друга давно, еще с советских времен. В прошлом он сам был спортсменом. Лет на 15—20 я его потеряла из виду. Как-то раз он приехал на соревнования в качестве директора команды, а на самом деле ради меня. Тогда мы с девчонками стали третьими на чемпионате мира. В печать вышел российский журнал с нашей фотографией на обложке, так что нашелся предлог подойти, взять автограф. Слово за слово — обменялись телефонами. Стали созваниваться, писать друг другу СМС... Сейчас супруг во всем помогает, в том числе сидит с ребенком, пока я тренируюсь. Дочку назвали Виринеей. Это имя производное от «Вероника». К тому же оно имеет библейские корни. Я всегда знала: если у меня будет девочка, назову ее так. Люблю все нестандартное. 

bingo10@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter