Почему у нас мало используются гусеничные зерноуборочные комбайны?

Видит око, но даже лизинг неймет

Засуха нескольких последних лет расслабила сельчан. Казалось, так будет всегда: техника легко пройдет по полям, урожай обмолотит без проблем. Конец августа стал  для многих холодным душем в прямом и переносном смысле. После сильных дождей обычные комбайны встали практически по всей Витебской области.  Здесь бы очень кстати пришлись машины на гусеничном ходу, которые давно и небезуспешно производят на «Гомсельмаше», но… О том, в чем суть этого «но», «СГ» рассказывала в двух предыдущих номерах. Сегодня — продолжение темы. 

Удивительно, на всю Беларусь только 4 гусеничных комбайна!? Кроме работающих в УП «Северный» Городокского района, о котором мы писали, еще один — в РУП «Белоруснефть-Особино» Буда-Кошелевского района. Там машиной довольны, хорошо показала себя  на переувлажненных торфяниках. Почему же такой техники больше нигде нет?

Заместитель директора департамента региональных продаж — начальник управления продаж в Республике Беларусь ОАО «Гомсельмаш» Василий Абрамович считает: инициативу должны проявлять те хозяйства и регионы, где в этом есть потребность. Завод не может позволить себе роскошь выпускать такие комбайны и ставить их  на склад. Нужны предварительные заявки, хотя бы за полгода, чтобы успеть достать все необходимые комплектующие. 

Витебской области  требуются гусеничные комбайны не повсеместно, а там, где тяжелые глинистые почвы. На них после дождей застаивается вода, и убирать зерно колесной техникой невозможно. Это Городокский и Шумилинский районы в восточной части области и  большинство — в западной. Но  необязательно во все хозяйства, достаточно по 4—5 на район. Ими можно маневрировать и перебрасывать на переувлажненные поля. Но как купить?

Обратимся к опыту УП «Северный». Главный бухгалтер Алла Якимова информирует: в конце прошлого года взяли в лизинг три гусеничных и один колесный комбайн «Гомсельмаша» стоимостью соответственно 216 и 208 тысяч рублей. Первоначальный взнос — 10 процентов. Сейчас ежемесячно приходится платить примерно по 10 тысяч за четыре агрегата. Сумма немалая. Выручает то, что в хозяйстве свинокомплекс на 43 тысячи голов, большая реализация продукции и ежедневное поступление денег на счет.

В Городокском районе 9 сельхозпредприятий. Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Алексей Марковский полагает: каждому надо иметь по два комбайна на гусеничном ходу. Тогда даже дождливый август не страшен,  можно без проблем убрать зерно в низинах, где обычные комбайны завязнут. Однако реально, кроме «Северного», купить такую технику по карману еще лишь двум сельхозпредприятиям. У остальных из-за сложного финансового положения нет возможности взять даже в лизинг. Такая же ситуация и в целом по области. Где выход? На помощь могли бы прийти созданные в регионе агрохолдинги. В них сосредоточены большие деньги, которые можно было бы направить и на решение проблемы. 

У НАЧАЛЬНИКА отдела механизации, энергетики и охраны труда Витебского облсельхозпрода Юрия Почко иной взгляд на вопрос. Приобретать  комбайны на гусеничном ходу невыгодно. Острая необходимость в них возникает раз в 7—10 лет. Но если куплены, надо пускать в работу. А производительность у такой техники в полтора раза меньше, чем у комбайна КЗС-12. Выход? 

Надо идти по пути, опробованном другими производителями сельхозтехники. Зарубежные фирмы, выпускающие зерноуборочные комбайны, предлагают полугусеничный ход. Направляющие задние колеса остаются, а вместо передних применяется съемная гусеничная тележка.

Шасси устанавливается на ступицы колес, без вмешательства в конструкцию машины и без использования дополнительных приспособлений и адаптеров. Монтаж минимален по времени и ненамного превышает установку колес. Рисунок протектора гусеницы разработан с учетом максимального снижения давления на почву, одновременно повышая тяговые и сцепные свойства даже в самых тяжелых условиях работы. Динамические характеристики и управляемость комбайна остаются в рамках, определенных заводом-изготовителем.

Стоит также рассмотреть вопрос о применении резиновых гусеничных лент, соединяющих передние и задние колеса по методу, применяемому для повышения проходимости тракторов.

Главный конструктор по зерноуборочной технике Научно-технического центра комбайностроения «Гомсельмаша» Юрий Поздняков оспаривает эти предложения. В отличие от тракторов применение гусеничной ленты на колесах комбайнов невозможно. Мешает большое количество рабочих органов. Полугусеничный ход с использованием специальной тележки был испытан гомельчанами на Дальнем Востоке. Там климатические условия бывают схожими с белорусскими: раз в пять лет дожди мешают уборке. Поскольку длина гусеницы небольшая, то заднее направляющее колесо все равно проваливалось в переувлажненную почву, и работать было невозможно. Единственным выходом специалист считает покупку для нашего северного региона серийного гусеничного комбайна. Таких машин, кстати, на Дальний Восток уже поставлено более 400.

На Витебщине должны подсчитать, какое оптимальное количество такой техники требуется, и заранее заказать.

ОДНАКО нельзя столь категорично ставить крест и на полугусеничной технике, которая более универсальна. В других странах она используется. Ведь земли не везде одинаковые, переувлажненность бывает разной.  При желании можно купить импортные съемные тележки. Их на рынке достаточно. Каждое хозяйство должно подсчитать, что ему выгоднее. В том числе и по финансам. Не исключено, что полугусеничные шасси могли бы изготавливать на местах, в райагросервисах. Свое слово может сказать и НПЦ НАН по механизации сельского хозяйства. Кстати, известны такие приспособления давно. В советское время был комбайн на полугусеничном ходу СКП-5 «Нива». 

Так что новое — часто хорошо забытое старое. Главное, чтобы сельчане были всегда готовы к любым капризам погоды.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: