Видимость качества

Мошенники продолжают дурить народ: подделывают известные торговые марки...

Мошенники продолжают дурить народ: подделывают известные торговые марки, выдают низкопробный продукт за дорогой и качественный. Наша газета уже рассказывала, что сотрудники ГУБЭП МВД провели масштабную операцию, изъяв из торговли по всей стране крупную партию контрафактного кофе. Впрочем, собственно кофе в нем было немного, куда больше — ячменя и ржи. Корреспондент «СБ» с сожалением убедился, что этот случай далеко не уникален. Шанс нарваться на подделку, заплатив за нее приличную сумму, увы, слишком велик.


Тот, да не тот


На столе старшего оперуполномоченного по особо важным делам ГУБЭП МВД Александра Погоского лежат две пачки «Нескафе». Одна — настоящая, вторая — липа. Они отличаются друг от друга оттенком упаковки, но это видишь, только когда пакеты рядом:


— Улучшить качество этикетки для фальсификаторов не проблема, просто у них и так все неплохо продается. Партия этого «Нескафе» была расфасована в две разновидности упаковки. Значит, подделку поставляли с двух разных предприятий. Либо производство носит регулярный характер, и упаковку допечатывали новым тиражом.


На пачке с кофейным напитком присутствует один из распространенных отличительных признаков любого контрафакта — время изготовления напечатано типографским способом, поэтому для всей партии одинаково. Чтобы сделать так, как на настоящем товаре, нужен специальный станок. Подпольный производитель может его приобрести, но это лишние расходы. Удорожать продукцию никто не хочет, ибо низкая цена — главный привлекательный момент фальшивки. Шарлатанам приходится надеяться на невнимательность покупателя.


Что любопытно, эта партия контрафактного «Нескафе» отвечает стандартам безопасности для здоровья. Отдай добропорядочный бизнесмен его на сертификацию, то необходимый документ получил бы. Вкус у так называемого кофе, конечно, не тот. Но только настоящий производитель смог бы дать заключение, что «кофе» содержит вещества, которых не должно быть в оригинальном напитке. Так откуда же взялся такой интересный продукт?


Естественный отбор


Четыре–пять лет назад подделками в Беларуси не только торговали. Сотрудниками службы по борьбе с экономической преступностью в то время было обнаружено даже производство широкого спектра потребительских товаров. «Тайд» и «Ариэль» изготавливали, переупаковывая белорусский стиральный порошок в копию фирменной тары. Делали фальшивый «Фейри» и ненастоящий чай «Липтон». Жертвами аферистов стали не только зарубежные брэнды. В Минском районе, например, было налажено производство маринованных огурцов, незаконно выпускаемых под маркой «АВС». Вся работа «производителей» в данном случае заключалась в том, что они доставляли из Польши 50–килограммовые пакеты с готовыми овощами, здесь перекладывали в банки и клеили этикетку белорусского предприятия. В Ратомке одно время производили контрафактную «Лидскую муку» — фасовали дешевый российский продукт в поддельную упаковку. Теперь ничего подобного нет. Только изредка мошенники пытаются подделать алкоголь.


Массовое подпольное производство в Беларуси свернулось по нескольким причинам. Совершенствование системы контроля не давало изготовителям подделок действовать так же свободно, как раньше. Например, заказать в типографии этикетки или упаковку для контрафакта стало проблемой. В России же фальсификаторы начали клепать свой товар чуть ли не заводским способом. При отсутствии границы местные изготовители подделок просто не выдержали конкуренции. Зачем что–то делать здесь с постоянной оглядкой, когда можно просто поехать, купить партию в России, и это обойдется дешевле. Изъятый недавно контрафактный «Нескафе» предприниматели приобретали как раз в Смоленске!


До поры до времени поток подделок сдерживала необходимость растаможивать товары из третьих стран. Теперь же, когда идет разговор о взаимном признании сертификатов качества, производители фальсификата из России бросились осваивать новый рынок. Потому что могут купить для своего товара любые документы. Служба по борьбе с экономическими преступлениями уже начинает ощущать оживление в этом секторе теневой экономики.


Серьезный бизнес


Ситуацию с подделками в России оценить в полной мере трудно. Местные производители, бывает, расфасовывают не заявленный на упаковке товар, а его удешевленный аналог. То есть парадоксальным образом умудряются подделывать свою же продукцию.


Если говорить о криминальных подделках, то в России масштаб торговли ими таков, что на рынках оптовые торговцы, например, кофе откровенно спрашивают предпринимателей: вам оригинал или нет? Желаете торговать качественным товаром — придется раскошелиться, хотите дешевле — привезем «левак». Предоставляется даже некоторый специфический сервис.


Например, в январе 2012 года сотрудники УБЭП ГУВД Мингорисполкома задержали гражданина С., у которого изъято 179 бутылок фальсифицированного виски «Ред Лейбл», «Блэк Лейбл», «Джим Бим», «Джек Дениэлс». Спустя месяц сотрудниками Пуховичского РОВД был задержан гражданин Ч., пытавшийся продать 120 бутылок коньяка «Хеннесси» и 23 бутылки виски. Весь «фирменный» алкоголь, оказалось, изготовлен в Дагестане.


Выяснилось, что в этой республике работают признанные на «черном» рынке специалисты по подделке элитного алкоголя. Бутылка «Хеннесси» стоит у них 10 долларов, в придачу идут акцизные марки. В зависимости от того, кому планируется продавать товар, знаки об акцизных сборах могут быть как российскими, так и украинскими или молдавскими. Если же напиток предполагается реализовывать как якобы приобретенный в магазинах беспошлинной торговли, то марки не нужны вовсе.


Сегодня милиция заверяет, что, несмотря на соседство с таким развитым рынком контрафакта, случаи ввоза к нам крупных партий подделок пока единичны. Есть надежда, что это положение вещей сохранится и впредь. Его обеспечат правоохранительные органы, специфика внутреннего рынка и привычки покупателей.


Дешево? Подозрительно


У белорусского рынка потребительских товаров есть некоторые особенности, которые осложняют работу фальсификаторов. Одна из трудностей — страна маленькая, конкуренция жесткая, все на виду. Любая крупная партия подозрительно дешевой продукции вызывает волнение среди добросовестных продавцов, которые и обращают на нее внимание компетентных органов. Да и покупателей трудно обмануть. Оказывается, мы научились неплохо разбираться в качестве. Например, задолго до изъятия из торговли партии поддельного «Нескафе» люди стали жаловаться, что кофе стал какой–то не такой. Поэтому торговать полной ерундой редко кто осмеливается. Белорусский торговец контрафактом в отличие от своих коллег из других стран вынужден обращать внимание не только на цену, но и на качество подделки. А оно, как и у нормального товара, бывает разным. Есть фальшивки, которые не опознает никто, кроме производителя оригинала. Естественно, что стоит такой продукт дороже явной подделки, но все равно дешевле фирменного. Игра стоит свеч. Тем более, как рассказал Александр Погоский, контролирующим органам сейчас нельзя просто подойти и проверить товар только на основании подозрений:


— Нужна оперативная информация или заявление от правообладателя. Недавно, например, поступило такое заявление от фирмы «Хускварна». Они провели исследование и пришли к выводу, что на рынках под их маркой в основном продается инструмент из Китая. Скажем, пилы, которых даже нет в модельном ряду компании.


Кстати, фирмы по–разному относятся к подделке своей продукции. Производители одежды и прочего ширпотреба, похоже, смирились с ситуацией: победить поток фальшивого «Адидаса» и «Дольче и Габбана» вряд ли возможно. А вот производители сигарет с фальсификатом мириться не хотят.


В октябре 2012 года сотрудники службы БЭП Витебского облисполкома задержали груз сигарет «ЛМ», 66 тысяч пачек. Экспертиза установила: подделка. Фирма «Филип Моррис» проводила свое собственное серьезное расследование этого случая. У них есть методы, позволяющие определить происхождение табака и даже линию, на которой сигареты были изготовлены.


Проблема фальсификации товара актуальна для всего мира. ЕС и США не случайно принимают драконовские меры против производителей и распространителей контрафакта. Сейчас для любой дорогой престижной продукции существует бюджетный аналог. Подделка — это уже не только кофе, сигареты и бытовая электроника. Это может быть оборудование для промышленности, техника, материалы. Доходы от продажи «фальшака» колоссальны и сравнимы с наркобизнесом.


На общемировом фоне ситуация у нас пока вполне благополучная. Но знатоки рынка, честные предприниматели и эксперты правоохранительных органов, уже сейчас прогнозируют, что приток контрафакта увеличится. На первый взгляд, он будет соответствовать всем стандартам. Единственный признак, по которому мы сможем выявить подделку, — слишком привлекательная цена. Если не хотите платить дважды, хорошенько подумайте, прежде чем покупать самый дешевый товар.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter