Видимое невидимое

Общепринято считать, что большинство аварий происходит по вине участников дорожного движения — водителей и пешеходов...

Общепринято считать, что большинство аварий происходит по вине участников дорожного движения — водителей и пешеходов. Этот миф уже давно пора развеять, настаивают сотрудники ГАИ. Проблемы возникают также из–за неправильного проектирования улиц, непродуманного расположения светофоров, ограждений, пешеходной разметки. Беду может спровоцировать даже скрытый от глаз автомобилиста дорожный знак. А сколько несуразиц можно увидеть на улицах Минска?


Переходный период


Первый адрес — улица Калиновского, 81. Пешеходная «зебра» еще недавно упиралась прямо в выезд из двора. То есть машины — хотел того водитель или нет — вынуждены были выезжать прямо на переход. А если по нему шел человек? На очевидный ляп обратили внимание, разметку перенесли... на метр! Проблема осталась. Водителям приходится притормаживать при выезде на улицу и ждать, пока перейдут люди.


Похожий переход на улице Кедышко — он расположен в нескольких метрах от выезда из дворов. Такая же ситуация на Карастояновой. Представьте себе: идет себе дедушка с внучкой, а параллельно катится джип.


Это типичная проблема? По словам инспекторов ГАИ, скорее исключение. Все казусы пообещали устранить.


— В идеале каждая улица должна быть устроена так, чтобы было удобно и водителям, и пешеходам, — комментирует начальник отдела технических средств и систем Минской ГАИ Дмитрий Навой. — Но бывает, серьезные просчеты закрадываются на этапе проектирования. Небольшой пример: средняя скорость по проспекту Пушкина раньше была около 30 километров в час. После того как здесь сделали реконструкцию, добавили еще две полосы, этот показатель не увеличился, а, наоборот, уменьшился до 28 километров в час. Почему? Все взаимосвязано. Когда расширяют улицу, увеличивается путь для пешеходов. А большое количество светофоров — что может быть хуже для водителя?


По пути наименьшего сопротивления


Т–образный перекресток улиц Физкультурной и Роменской. Здесь удивительным образом соседствуют пасторальная глушь и большой город. Хлипкие частные домики ютятся рядом с новенькими многоэтажными. Сами улочки узенькие, спокойные. И сразу три пешеходных перехода. То же самое можно увидеть в городских поселках. Обычный тихий перекресток уставлен частоколом из знаков, а прохожие все равно идут наискосок. Не чересчур ли много формальностей? А если еще учесть, что каждый знак обходится недешево...


Однако, по словам начальника отделения дорожного надзора Минской ГАИ Дмитрия Забалуева, сколько именно пешеходных переходов должно быть на каждом конкретном перекрестке, определяет интенсивность движения. Впрочем, наше наблюдение специалисты пообещали взять на карандаш.


Стань заметнее


На этом же перекрестке другая проблема. Знак «Уступите дорогу» водители видят не сразу. Он спрятался за ветками многолетнего тополя. Сейчас листвы пока еще нет — белый треугольник можно разглядеть. Но как ориентироваться летом? Похожая проблема на витебских улицах Урицкого и Суворова. А еще у нас очень часто светофоры установлены слишком низко. Подъедет габаритная техника и закрывает весь обзор. В то же время возле дублирующего светофора как назло мусоровоз припарковался. Что делать? Выворачивать шею или ориентироваться по «пешеходным» сигналам? Чревато...


В одной из минских автошкол инструкторы во время внутреннего экзамена устраивают хитрую проверку для курсантов. Эдакое задание на внимательность. Отправляют по тихой улочке, ничего сложного на первый взгляд нет. Подвох кроется в кроне липы. Почему знак с ограничением скорости оказался на шестиметровой высоте, непонятно. Вот и попадаются экзаменуемые на очевидном ляпе. Вообще–то хорошая наука. Мало ли еще какие казусы встретишь на наших дорогах.


По идее, следить за состоянием дорожных знаков, светофорами, ограждением, разметкой должны специалисты специализированного монтажно–эксплуатационного предприятия (СМЭП) Мингорисполкома. Стало быть, и скрытые таблички — тоже на их совести? «Все равно участники дорожного движения должны выполнять требования знаков», — настаивает главный инженер СМЭП Сергей Лещинский.


Упавшее действительным не считается?


А на улице Маяковского мне на глаза попался знак «Остановка запрещена», который аккуратно прислонился к столбу. Видимо, не успели повесить, или, может, сорвался. И как трактовать ситуацию? Водитель внедорожника, словно издеваясь, припарковался аккурат около бордюра, а сам куда–то пропал минут на десять. Любопытно, что бы ему сказали сотрудники ГАИ?


Кстати, иногда напряжение создают охотники за металлом.


— Года три назад на улице Минина украли около 20 знаков, — вспоминает Дмитрий Забалуев. — Серьезных последствий тогда удалось избежать. Все знаки были оперативно восстановлены. В глобальном масштабе проблемы сейчас, конечно, нет.


Знаки отпугивающие


Они бывают запрещающие, предупреждающие, предписывающие... А еще встречаются неприглядные. Дорожные знаки, как и люди, с годами стареют. Трескается краска, изнашивается металл. Некоторые пугают: серые, потертые, ржавые. Иногда и сами люди торопят процесс старения. Например, на улице Кедышко знак «Движение грузовых автомобилей запрещено» весь в каракулях. Более подходящего полотна для своего творчества неизвестный художник, видимо, не нашел.


— В Минске более 50 тысяч дорожных знаков, бывает всякое, — вздыхает Сергей Лещинский. — Все эксплуатируется до износа. Если участник дорожного движения увидел, что какой–то знак погнут, поврежден или потерял эстетический вид, можно позвонить в нашу дежурную службу. И вскоре проблема будет устранена. Выезжаем, составляем акт, согласовываем объемы работ с заказчиком — Госавтоинспекцией, после чего производим замену. В месяц нам поступает до 200 — 300 заявок. Восстановление знаков может производиться круглый год. Другое дело, нанесение разметки проезжей части. Это сезонный вид работ, который возможен исключительно в теплое время года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter