Терапевт Браславской ЦРБ Нина Буко учит пациентов понимать болезнь, а не бояться ее

Видим цель

«Вы едете на награждение в Витебск!» — объявило руководство. Знак «Отличник здравоохранения» для браславчанки Нины БУКО стал приятной неожиданностью.

— Думала, получу грамоту. И только во время церемонии узнала, чего удостоена. Настоящий сюрприз! Об этом напечатали в местной газете. Теперь пациенты встречают на улице и говорят: «Нина Гордеевна, гордимся, что вы наша участковая». Это так трогает за душу, — не скрывает радости собеседница.


Отмечена на республиканском уровне за благородный труд, в том числе за борьбу с коронавирусной инфекцией. Признается, что все трудились по максимуму, иначе не позволяла совесть. К счастью, из местных медиков никто не заболел. А волонтеры и больница собрали для них защитный комплект, в котором было нестрашно вести прием и выезжать на дом. Люди болели семьями, у них брали мазки, делали экспресс-тесты, лечили пневмонии. Но даже если пациент кашлял в лицо, амуниция создавала надежный барьер. Ситуация, слава богу, на Браславщине стабилизировалась, прием в поликлинике не ограничен, как раньше. А экспресс-тесты на наличие антител может здесь сделать любой желающий.

За тридцать лет работы Нина Буко перенесла много испытаний, а коронавирусная инфекция стала очередной проверкой на прочность. Но не привык сдаваться терапевт, у которого каждый день, считай, расписан по минутам. Ежедневно принимает по 35—40 человек, это за 5,5 часа в поликлинике. Потом посещения на участке. Врачом мечтала стать с детства, хотя родители и сестры — учителя. А Нина Гордеевна поступила в минский мед­институт и предпочла широкую специализацию терапевта.

— Да, знать в этой сфере нужно много, постоянно пополнять багаж. К примеру, сейчас собираюсь на четырехмесячные курсы. Важны все направления, в том числе неврология, эндокринология. И осведомленность в них должна быть достаточной для районного уровня. Когда у нас не было эндокринолога, лечили диабеты, диффузные зобы и другие профильные заболевания. Люблю читать, вникать и распознавать неизвестное. А сложные диагнозы так и поджидают. Вспоминается случай, когда пациент рассказывал клинику стенокардии, но при этом была несвойственная ей температура. На рентген-обследовании оказался абсцесс в легком размером 10 сантиметров, заполненный жидкостью и гноем. Хотя и бытует мнение, что диагноз в 80 процентах случаев ставится из рассказа пациента, но сделать это сложно. Особенно если человек неразговорчивый.

Тридцать лет назад, когда Нина Гордеевна только вставала на трудовую стезю, был лишь рентген-аппарат и минимальный набор другой аппаратуры. Позже появились ФГДС и первое УЗИ, но их результаты не всегда были точными. С нынешним оборудованием в Браславе могут распознать любой диагноз, который впоследствии всегда подтверждается на более высоком лечебном уровне. В конце 2019 года здесь ввели в эксплуатацию компьютерный томограф, немногим ранее открыли обновленное стоматологическое отделение. И это не говоря о современных наркозно-дыхательных аппаратах, для вентиляции легких у новорожденных, кабинете ультразвуковой диагностики, серологической лаборатории, благодаря которой анализы точнее точного.

— Помню и свой первый рабочий день: волновалась — не передать. Медсестра как раз взяла отгул, а я даже не знала, как показать пациентам, где расположены кабинеты для анализа или кардиограммы. На каждом шагу приходилось спрашивать. Освоилась в коллективе быстро и с сельского участка в поликлинике перешла на городской. Люблю своих пациентов, они ко мне приходят с разными недугами — кожными, глазными, простудой, давлением… Ко всем отношусь сочувственно, недаром дети мне заявляют: «Мама, ты весь мир любишь!» И знаете, у меня внутри нет отвращения даже к маргиналу, ведь какая-то причина его к этому привела. Особенно сочувствую людям с хроническими заболеваниями, которые вынуждены из-за этого жить в рамках, принимать лекарства. И у меня есть принцип: поставить цель перед пациентом, научить его бороться с болезнью, все о ней рассказать, в том числе возможные осложнения, технологию лечения и алгоритм действия препаратов. Ведь больше всего губит неведение. Соседке, к примеру, поставили диагноз желчнокаменная болезнь. Она плакала так, будто кто-то умер. А разузнав подробнее, адаптировалась и хладнокровно последовала рекомендациям.

Нина Буко — коренная браславчанка, родом с хутора Красногорка в 25 километрах от райцентра. Что для нее значат известные на всю страну края, не выразить словами:

— Это моя душа, родина, место, где я живу и выросли мои дети. Дом в 50 метрах от озера, поэтому ежедневно наблюдаю за водной гладью. Ни одного дня не пожалела, что вернулась сюда после института. У меня две взрослые дочери и любимый внучок Гордей, которого назвали в честь прадедушки. Малышу 11 месяцев, очень жизнерадостный, охотно у меня гостит. Часто навещаю родителей, благо живем на одной улице. Я за мир и согласие, доброту!

basikirskaya@sb.by

Фото из личного архива Нины БУКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter