Видеть можно только сердцем

Никто особенно и не сомневался, что Андрея Курейчика не оставят почивать на лаврах после первых премьер по его пьесам.
Никто особенно и не сомневался, что Андрея Курейчика не оставят почивать на лаврах после первых премьер по его пьесам. Впрочем, скандального разоблачения также не вышло. Ну не получилось бомбы из "Потерянного рая" в Купаловском, что с того? Критики, пасуя перед авторитетом большого режиссера Валерия Раевского, робко промямлили, что хорошую пьесу ничем не испортишь, поехидничали, что автор драмы после премьеры мелькнул на сцене почему-то с рюкзаком за плечами, и все страсти на этом улеглись. О "Понтии Пилате" же, недавно сданном в Театре белорусской драматургии, и вовсе молчат. Такое впечатление, словно кто-то маститый не дал отмашки - ругать или хвалить. И только между собой театралы доверительным шепотом сообщают друг другу скептическое мнение некоего критика... Что ж, настало время во всем разобраться и разразиться, если того требует действительность, гневной статьей.

Но всем, кто интересуется современным театральным процессом, я бы рекомендовала все же начать с прочтения самой пьесы "Исповедь Пилата". Сразу поражает, как свободно чувствует себя в древней истории столь юный автор. Чтобы описать последние дни прокуратора Иудеи, необходим ведь не только литературный дар, но и недюжая образованность. Кстати, того же пьеса требует и от создателей спектакля. "Исповедь Пилата" - это не только трагедия жизни одного человека, зашифрованная в монологах и диалогах. Это историческая драма. Все лица и события в ней - реальные.

Искренне впечатляет, как 20-летний юноша глубоко вник в образ зрелого воина, пережившего расцвет империи, познавшего власть и позор забвения. История Пилата и символичная, и в какой-то степени личная для Курейчика. В студенческом театре он сам играл наместника Иудеи и так был очарован колоритом персонажа и возмущен трактовкой образа режиссером, что поклялся отомстить за римлянина. И написал свою первую пьесу именно о Понтии. Я разговаривала с Андреем после премьеры в Театре белорусской драматургии, и он сказал: "Валерий Анисенко - постановщик спектакля - имеет право на свой взгляд. Но перед моими глазами стоит мой собственный, идеальный спектакль, который я мысленно ставил, когда писал пьесу. На этот спектакль, наверное, не будет похожа ни одна другая постановка"...

Как выяснилось, у Валерия Анисенко тоже нет причин быть недовольным Курейчиком. Более того, худрук ТБД утверждает, что драматургия автора методична и воспитательна для актеров. В ней нет ни единого лишнего слова. "Эта пьеса - отличная основа для психологического театра, которому я предан, - говорит Валерий Данилович, - она не только заставляет "качать актерскую мышцу", но и подвигает к образованию. Ее невозможно сыграть, не зная истории".

А история вкратце такова. Сосланный на остров после 10 лет правления Иудеей Понтий Пилат переживает драму своей ненужности. Он отдал Римской империи свои лучшие годы, как мог, просвещал и защищал своих подданных. Но власть в Риме меняется, и Пилат становится ненужным. Зритель застает его в тот момент, когда из Рима приезжает гонец, чтобы предупредить бывшего прокуратора. Его собираются судить за смерть Иисуса Назарея. Пилат вынужден предаться тяжелым для него воспоминаниям, из которых очевидно, что он не мог не подписать смертного приговора. Но в гибели Иисуса виновны все, кто не встал на его защиту. И все-таки Пилат теперь должен умереть сам. Но привести в исполнение этот приговор он не позволит никому, кроме самого себя...

Спектакль выстроен по нарастающей. Вначале мы видим немощного и больного душою, выброшенного человека. Но, проживая свои последние часы, он словно наполняется воспоминанием о величии каждого прожитого во славе дня, и в финале перед нами мудрый, грешный, но сильный человек! Кстати сказать, у Анисенко вышло два совершенно разных спектакля. В одной постановке Пилата играет народный артист Беларуси Геннадий Гарбук. В силу зрелого возраста артиста действие приобретает особый, пронзительный, трагедийный смысл. Пилат-Гарбук - человек, без боя прощающийся с жизнью, очень уставший. Во втором составе Понтия играет артист Игорь Сигов, пожалуй, обладающий сегодня самой мощной мужской харизмой среди актеров среднего возраста. Пилат-Сигов умирает как воин. Он не сдается. Он не побежден. Как говорит Анисенко, если бы Сигову добавить виртуозной техники Гарбука, а Гарбуку дать немного молодой энергии Сигова, этот спектакль стал бы бомбой в европейском театре. Впрочем, нужно дать возможность актерам разыграться. "Понтий Пилат" - премьера, а Игорь Сигов в образе прокуратора впервые вышел на сцену только 15 февраля.

Валерий Анисенко одержим идеей доведения своего театра до театра европейского класса. Из Минска достаточно трудно судить, что это за уровень. Но ясно, что это что-то очень хорошее, талантливое и высококультурное. Во всяком случае, режиссер, видимо, точно знает. Он ведь вывозит свои спектакли за рубеж так часто, как может. И его постановки там имеют пусть локальный, но все же успех. Вот и сейчас его труппа готовится принять участие в одном из театральных фестивалей Франции. А много ли режиссеров нынче возьмут на себя тяготы, связанные с такой поездкой?

Около 5 лет назад я была свидетельницей того, как артисты Театра белорусской драматургии встречали своего нового худрука Анисенко. Неловко даже как-то вспоминать этот скандальный эпизод. Артисты, они ведь, как дети, к новому "папе" долго привыкают. Сегодня те, кто буквально не пускал Анисенко в театр, играют в его спектаклях, причем весьма и весьма успешных, свои звездные роли. Это лишь подтверждает талант и мудрость режиссера. И лично у меня нет повода ему как художнику не доверять. А всем, кто еще не видел нового спектакля, советую идти и смотреть и доверять своему мнению. В конце концов, "видеть можно только сердцем". А не судить с чужих слов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter