Видеть дальше своего забора!

Пенсионеры из деревни Белынковичи Костюковичского района в своем письме в редакцию подняли проблему серьезную...
Пенсионеры из деревни Белынковичи Костюковичского района в своем письме в редакцию подняли проблему серьезную. Почему в наше время, когда уровень жизни в глубинке приближается к городскому, в деревнях еще не редкость дома, портящие вид улиц? Почему строения такие никто не ремонтирует и не сносит, если сельсоветы получили соответствующие полномочия?

Вот и в их большой красивой деревне по 30 лет стоят развалюхи на участках, заросших бурьяном, а на их владельцев власти не могут найти управу. В конверт старики вложили цветные снимки с изображением покосившихся заборов и сараев, провалившихся крыш, выбитых окон. Иллюстрации впечатляли, и захотелось увидеть село своими глазами.

С председателем Костюковичского районного Совета депутатов Николаем Трубчиком мы доехали до Белынковичей по асфальтированной дороге, вдоль которой не видели ни заброшенных хат, ни покосившихся заборов. Улица Слободская, откуда пришло письмо, тоже поначалу произвела приятное впечатление. Но, походив по ней, поняла: все, о чем писали старики, правда.

80–летняя пенсионерка, бывшая учительница Зинаида Яковлевна Гончарова показала из окна своего ухоженного домика одно такое «имение»:

— Это дом Мишки Кошелева, который соседи прозвали змеюшником. И не выписывается, и не живет у себя, потому что «усадьба» давно для жилья не пригодна. А ведь нормальный мужик, средних лет — мог бы привести дом в порядок. Теперь же молодежь превратила его в свалку, где, возвращаясь из клуба, пьет, курит, мусорит. Если, не приведи Господь, дом загорится, пожар охватит всю улицу.

Раньше молодые сельские мужики приходили к соседям–пенсионерам, чтобы помочь наколоть дров или выкопать картошку. Теперь тоже стучат в их калитки, но совсем по другим вопросам: «Яковлевна, добавь «рубль» на бутылку», «Одолжи...», «Дай хлеба».

Правда, пока в белорусских деревнях есть кому помогать старикам. При мне к Зинаиде Яковлевне во двор зашли 8 местных школьников с учительницей. Но педагог в отставке ребятишек пожалела, отправила по домам, попросив прийти в другой раз. Дескать, куда им на грядках возиться, не перекусив после уроков да еще в «парадной» одежде?

А после детворы к Вере Яковлевне наведалась давняя подруга–односельчанка Вера Яковлевна Скугарь, расстроенная:

— С похорон иду, опять молодой мужик от «Кирюши» умер. Какое уж тут благоустройство! Я и сама живу одна, а вокруг хаты бурьяном заросли, выйдешь утром на крыльцо — и поздороваться не с кем. Наши мужья воевали, мы по трое–пятеро детей вырастили, женщинам приходилось и плуг тягать, и картошку сеять. А сейчас людям бесплатно коттеджи дают, и они «в благодарность» родительские хаты гноят.

Секретарь Белынковичского сельсовета Светлана Супрун не скрывает, что нерадивые хозяева в деревнях сегодня не редкость. Это раньше люди боролись за каждую сотку земли, удобряли, пахали. А теперь на одной только улице Слободской 8 заброшенных домов. Причем против некоторых таких хозяев сельсоветы действительно бессильны. Дома эти не снесешь и бесхозными не признаешь — везде прописаны люди!

Сергей Кириленко вроде и человек приличный, работает оператором в местной котельной, а дом свой запустил так, что больно смотреть! Сейчас семья перебралась из аварийной хаты к матери хозяина. А что будет дальше? Сергей ведь уже получил предписание о необходимости привести дом в порядок и даже заплатил 62 тысячи штрафа, но к благоустройству территории так и не приступил.

У пенсионерки Ольги Филипповны Азаровой ситуация иная. Ей, всю жизнь отработавшей в СПК «Белынковичи», хозяйство предоставило благоустроенную квартиру, а домик, где бабушка жила раньше, постепенно приходит в упадок. Правда, скоро из города должны приехать дочка с зятем, чтобы помочь разобрать строение.

Зато еще один житель деревни, четырежды судимый Владимир Королев — тоже домовладелец проблемный. За время его «ходок» родители умерли, дом обветшал. Ночует Владимир то у одних односельчан, то у других и вряд ли когда–то возьмется за молоток да пилу. Но выписать его означает окончательно превратить в бомжа.

Сегодня жителям Белынковичей выдано 17 предписаний, чтобы навели порядок, а всего по сельсовету домовладельцев–нерях набралось более 100.

А ведь те же Белынковичи — деревня перспективная, здесь живут 530 человек, рядом река, лес с грибами и ягодами. Чего людям не хватает?

Пенсионеры считают, что все дело в пьянстве. Как и везде, в их селе процветают точки, торгующие спиртным. «Пойлом» торгуют некачественным, ядовитым. Рядом граница с Россией, откуда возят «Максимку» да «Кирюшу». Никого эта отрава не щадит — ни молодых, ни старых, ни мужчин, ни женщин... Пенсионеры даже высказали мнение, что сегодня у сельчан слишком много свободного времени, потому что все бытовые вопросы решают за них власти и многим по вечерам просто нечем заняться.

— Люди перестают быть хозяевами, — обеспокоен председатель Костюковичского райисполкома Михаил Борисов. — Недавно звонят нам из большой деревни: почистите колодец. Райисполком, конечно, вопрос решил, а неприятный осадок остался: есть же сельсовет, в деревне много молодых мужиков живет. Неужели своего специалиста не нашлось?

Костюковичский район — один из самых благоустроенных на Могилевщине, и поехала я в Белынковичи исключительно потому, что именно оттуда пришло обеспокоенное письмо от стариков, которые умеют видеть дальше своего забора. И пьют там не больше, чем везде: в день, когда я беседовала с пенсионерками, сотрудники милиции задержали в Быховском районе молодого человека, перевозившего в своем микроавтобусе «Мерседес» коробки с «Кирюшей» на 17 миллионов рублей. Видно, бизнес у парня доходный: нигде не работает, а ездит на «Мерседесе». Да и живет, пожалуй, в доме получше, чем у его бедолаг–клиентов...

Для людей сегодня делается много. Строится жилье, объекты соцкультбыта. И все же усилия властей будут напрасными, пока люди не поймут, что главное начальство у себя во дворах — они сами.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter