Вид с болотной кочки

В восстановлении осушенных торфяников участвуют международные организации

В восстановлении осушенных торфяников участвуют международные организации


От Шумилино до городского поселка Оболь, неподалеку от которого находится один из торфяников, восстановленных недавно по Программе развития ООН, километров 20. Вместе с представителем этой международной организации в Беларуси Антониусом Бруком и его командой сначала едем по шоссе, а затем пересаживаемся в «уазики» и сворачиваем в лес. Пока вездеходы мотает из стороны в сторону на разбитой дороге, у меня в памяти всплывают обрывки незатейливых песенок: «Жизнь моя — жестянка! А ну ее в болото...», «В заколдованных болотах там кикиморы живут...» Что ни говори, а болота все же ассоциируются с гиблым, опасным и в общем–то не слишком привлекательным местом. Когда же наконец наше «грязевое сафари» заканчивается и мы выходим из машин, я понимаю, что готов поспорить с устоявшимся мнением!


Есть, конечно, и в шумилинских болотах непроходимые топи три метра глубиной. Однако прежде всего в глаза бросается другое. Вокруг — совсем не мертвый и не страшный пейзаж! Водная гладь, над которой носятся стрижи. Моховые кочки, утыканные замысловатыми стрелками–цветами и другими болотными растениями. Не верится, что еще недавно это место, где на протяжении 80 лет добывали торф, представляло собой практически лишенную растительности пустошь. Здесь периодически возникали сильные пожары.


— Засушливым летом 2002–го малейшей искры было достаточно, чтобы вспыхнул огонь, — вспоминает главный лесничий Витебского производственного лесохозяйственного объединения Борис Старовойтов. — Огромную тлеющую под землей «капсулу» можно потушить, лишь залив водой. А ведь это огромные затраты как для нас, так и для спасателей!


Понятно, что местные жители после пожара ни ягод, ни грибов уже не увидят. Добавьте сюда висящий над районом едкий дым и получите набор проблем, с которыми приходилось сталкиваться. Сегодня обстановка на территории более чем 1.000 гектаров иная. После того как Глобальный экологический фонд выделил 47,5 тысячи долларов, «Белгипроводхоз» разработал проект, а мелиораторы возвели на каналах болота «Оболь–1» 43 земляные и одну каменную перемычки. Это позволило поднять уровень грунтовых вод до поверхности земли.


— Семена растений остались на поверхности, поэтому болото достаточно быстро оживает, — всматривается в пейзаж научный координатор проекта Александр Козулин. — Это важно еще и потому, что 80 процентов птиц и животных, занесенных в Красную книгу, обитают именно на таких заболоченных территориях.


— Осушенные торфяники являются источником выделения парниковых газов, — добавляет руководитель проекта Ольга Чабровская. — Но сколько их выбрасывается в атмосферу, а также какой объем кислорода выделяют восстановленные болота, точно сейчас никто не скажет. Это — экспериментальные данные, обработкой которых занимаются специалисты институтов экспериментальной ботаники и природопользования Национальной академии наук, осуществляющие научное сопровождение проекта. Этот материал сможет помочь нам в будущем торговать квотами на выделение парниковых газов по Киотскому протоколу.


— Результатами работы в Шумилинском районе я удовлетворен, — подвел итог поездки Антониус Брук. — Сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу принесет пользу не только Беларуси, но и всему мировому сообществу. Думаю, что восстановление естественного ландшафта даст толчок развитию агроэкотуризма. За год, который я работаю в Беларуси, убедился: у вас очень красивые места, которые с интересом посетили бы многие западные туристы.


Подобные мероприятия будут продолжаться. Специалисты уже говорят о новом проекте, на который Германский климатический фонд выделяет 3 миллиона евро. Это поможет заболотить в Беларуси еще около 30 тысяч гектаров выработанных торфяников. Главное, чтобы результаты оказались устойчивыми.


Справка «СБ»


Во время масштабной мелиорации прошлого века примерно половина белорусских болот, которые эффективно выводят из атмосферы углекислый газ и за это по праву называются «легкими Европы», была осушена. Чтобы климат на земле не менялся, не исчезали многочисленные виды растений, животных и птиц, с 2006 года действует проект «Ренатурализация и устойчивое управление торфяными болотами», финансируемый Глобальным экологическим фондом и Королевским обществом защиты птиц (Великобритания). В Беларуси он реализуется Программой развития ООН вместе с Министерством лесного хозяйства, а также общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны». По проекту планируется восстановить 17 выработанных торфяников.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter