Вид на жительство

Интернет–конференция о перспективах развития Минска
Интернет–конференция о перспективах развития Минска

Перспективы развития Минска волнуют отнюдь не только его жителей. Столица притягивает внимание всех. Строительство новых микрорайонов, транспортных развязок, метро, благоустройство улиц, снос старой застройки — все это темы для очень серьезного разговора, который состоялся недавно на сайте www.sb.by. Участие в интернет–конференции с читателями приняли сразу три представителя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома — начальник управления градостроительства Сергей Козловский, начальник отдела инженерного оборудования и транспорта Юрий Титовец, начальник управления архитектуры и организации проектных работ Алексей Мартынов.

На чемоданах

Многих минчан интересовала перспектива сноса частного сектора. Еще бы, ведь некоторые жители десятилетиями сидят на чемоданах в обшарпанных домишках, которые и надо бы отремонтировать, но зачем выбрасывать деньги, если вот–вот жилье снесут. В итоге вопросы отличались только адресом...

В.Ширинский: Будут ли снесены дома по ул. Южной, 5 — 9? Какова судьба частного сектора по ул. М.Богдановича в границах улиц Измайловская — Халтурина?

С.К.: Снос нечетной стороны ул. Южной не планируется. Что касается частного сектора по ул. Богдановича, в настоящее время разрабатывается комплексный проект реконструкции этой улицы. Планируется ее расширение со сносом малоэтажной усадебной застройки, по нечетной стороне — до пер. Собинова. Думаем, к 2010 — 2012 году работы по реконструкции будут завершены.

Виктор Николаевич: Живу по переулку Славный. Прописка давно запрещена. А когда сносить будут, никто не знает. Мы живем на чемоданах. Может, вы проясните ситуацию?

С.К.: Эта застройка однозначно подлежит сносу. Однако конкретные сроки на сегодняшний день еще не определены.

Алексей Владимирович: Что будет с зелеными зонами в районах улиц Орловская — Карастояновой — Некрасова и Орловская — Нововиленская — пр–т Победителей? Насколько быстро планируется снос частного сектора по ул.Орловской?

С.К.: Зеленые зоны планируем сохранить, благоустроив их различными объектами паркового строительства. А вот сложившаяся малоэтажная жилая застройка по ул. Орловской будет снесена: севернее — до ул. Щедрина, южнее — полностью. На ее месте появятся современные многоквартирные многоэтажные дома различных типов, построенные по индивидуальным проектам.

А.М.: На внутренних территориях возможно размещение индустриальных домов (в том числе так называемых «мапидовских»).

Александр: Какова перспектива у частного сектора Малявки и Шепичи в микрорайоне Серебрянка?

С.К.: Дома бывшей деревни Малявки находятся в парке Серебрянка и в соответствии с генеральным планом развития Минска планируются к сносу. Судьба бывшей деревни Шепичи, размещенной в парковой зоне поймы реки Свислочь, будет определена специальным проектом, вероятно, уже в следующем году.

Галина Борисевич: Будут ли сносить дом N 102 по улице Грушевской?

С.К.: Вся эта территория (ул. Грушевская) подлежит комплексной реконструкции. Что касается непосредственно дома N 102, его будущее будет определено проектом застройки жилого квартала, который в настоящее время разрабатывается.

Тишук: В Минске есть две Могилевские улицы. Я живу по ул. Могилевской, д. 60 (частный сектор). Части нашей улицы уже не существует. И все знают только новую Могилевскую. А к нам даже «скорая» добирается с трудом — плутает. Какая у нас перспектива?

С.К.: Малоэтажная жилая застройка по ул. Могилевской на участке между улицами Чкалова и Жуковского по генплану Минска подлежит сносу. Частично эта территория освоена новой застройкой. Жилой дом N 60 по ул. Могилевской попадает под снос при строительстве перспективной улицы для грузового автотранспорта. Сроки строительства в настоящее время не определены.

Анеля Заеко: Когда будут снесены дома по ул. Социалистической, 19 — 23?

С.К.: Вопрос о судьбе жилых домов NN 19 — 23 по ул. Социалистической находится в стадии проработки. Предполагается, что их судьба будет определена после разработки в 2007 году проекта реконструкции жилой застройки, в составе которой эти дома находятся.

Александр: Существуют ли планы по сносу жилых домов в районе оперного театра (ул.Алоизы Пашкевич, ул. Коммунистическая)?

С.К.: Да, малоэтажная жилая застройка в центральной части Минска планируется под комплексную реконструкцию со сносом. Но конкретные проекты еще не разработаны.

Наталья Владимировна: Мы с дочерью живем в однокомнатной квартире, счета раздельные. На какую квартиру мы можем рассчитывать при сносе дома?

А.М.: По вопросам расселения необходимо обращаться в комитет строительства и жилищной политики Мингорисполкома.

Александр Лещинский: Являюсь владельцем гаража в кооперативе «Авто–90» на пересечении улиц Богдановича и Олешева. Говорят, на месте гаражей планируется какая–то стройка. Я бы хотел уточнить, когда?

С.К.: Действительно, гаражный массив «Авто–90» планируется к сносу в связи со строительством участка 3–го городского транспортного кольца ориентировочно в 2007 — 2008 годах.

Лидия Конор: Будет ли сноситься д.Малиновка?

С.К.: Деревня Малиновка находится за Минской кольцевой автодорогой на территории Минского района. В соответствии с генеральным планом Минска эта территория вошла в состав перспективной городской черты, на которой планируется строительство жилого района столицы. Судьба деревни будет решаться при разработке проекта застройки жилого района.

Александр Васильевич: Обращаюсь к вам от лица жителей 7–го Орловского переулка. Хотелось бы узнать перспективу его реконструкции. Какими правами обладают собственники земельных участков (вид — частная собственность) при вынужденном сносе ввиду новой застройки?

С.К.: Эта территория планируется к сносу под многоэтажное жилье. О конкретных сроках можно будет говорить после завершения разработки проекта, которым занимается УП «УКС Мингорисполкома». Пока же вы можете выполнять текущий ремонт дома, реконструкцию (без увеличения жилой площади), а также подключаться к инженерным сетям. Вопросы компенсации изымаемого имущества, в том числе земельных участков, требуют индивидуального анализа. На основе имеющихся у собственников документов необходимо обратиться в Минскую городскую землеустроительную и геодезическую службу.

Улицы — пешеходам

Еще одна серьезная проблема, которая волновала наших читателей, — это организация дорожного движения. Пешеходы интересовались строительством тротуаров и новых линий общественного транспорта, а автолюбители — соответственно расширением проезжей части.

По словам Юрия Титовца, решению этих вопросов в генеральном плане развития столицы уделяется самое пристальное внимание. В частности, чтобы устранить возникающие в городе пробки, до 2011 года планируется провести реконструкцию проспекта Дзержинского: будут построены многоуровневые дорожно–транспортные развязки, подземные пешеходные переходы, станции метро. Проектные работы по реконструкции дорожной развязки на площади Бангалор могут начаться уже в следующем году. Здесь также появятся подземные пешеходные переходы. В настоящее время уже выполнен эскизный проект транспортной развязки на перекрестке улиц Маяковского и Денисовской. Ее строительство входит в планы до 2010 года. К этому же сроку может быть расширена и проезжая часть проспекта Рокоссовского, для улучшения транспортного обслуживания населения на обособленном полотне предусмотрено строительство трамвайной линии.

Павел Головко: Какие новые троллейбусные линии в ближайшие годы появятся в Минске?

Ю.Т.: Новые троллейбусные линии планируется проложить в Лошицу (продлить от камвольного комбината через Игуменский тракт, ул. Я.Лучины до ул. Прушинских). Также троллейбусы будут ходить по ул. Горецкого от ул. Рафиева до ул. Одинцова. По улицам Острошицкой, Л.Беды, Тимирязева. Планируется строительство троллейбусной линии на продлении проспектов Газеты «Звязда» и Любимова.

Виталий: Когда будет начато строительство метро в районе Сельхозпоселка?

Ю.Т.: Разрабатывается комплексная транспортная схема Минска, по которой строительство 3–й линии метрополитена на этом участке планируется после 2020 года.

Тамара Алексеевна: Появятся ли тротуары на ул. Чижевских? Невозможно ходить.

Ю.Т.: В связи с очень сложным рельефом и хаотичностью сложившейся индивидуальной застройки проводится технический анализ возможности реконструкции этой улицы. Решение будет принято в 2007 году.

Наталья Поварич: Пешеходный мост над путями на железнодорожной станции Минск–Восточный зимой обледеневает и ходить по ступенькам небезопасно. Когда будет построен подземный переход?

Ю.Т.: В планах до 2010 года это не предусмотрено. Однако в настоящее время вопрос о возможности изыскания средств на строительство подземного перехода находится на рассмотрении в Мингорисполкоме. Проблема в том, что это очень дорогостоящий проект (более 11 миллионов долларов).

Ирина Николаевна: Интересует перспектива продления ул. Л.Беды от пересечения с ул. Некрасова до ул. Олешева.

Ю.Т.: До 2010 года планируется строительство ул. Л.Беды на участке от Некрасова до Олешева с организацией троллейбусного движения. Проектом реконструкции этой территории предусматривается снос малоэтажного усадебного жилья с размещением кварталов многоэтажной застройки.

Большая стройка

Виктор: Количество минчан с каждым годом увеличивается. По–прежнему в город в поисках работы и лучшей жизни едут иногородние. Но ведь границы города не безразмерные?

С.К.: В соответствии с утвержденным генпланом до 2030 года территорию города предполагается увеличить до 40 тысяч гектаров. В пределах существующей городской черты город занимает ориентировочно 30 тысяч гектаров.

Сергей: Будут ли застраиваться пустые территории между Юго–Западом, Малиновкой и Сухарево?

С.К.: В соответствии с генеральным планом Минска на этих территориях будет размещаться парковый комплекс и кварталы многоквартирной жилой застройки, для чего потребуется радикально реконструировать кварталы усадебного жилья бывшей деревни Сухарево.

Виктор Михайлович: В современном Минске люди живут в основном на окраинах (Серебрянка, Лошица, Малиновка, Юго–Запад, Сухарево, Кунцевщина, Запад, Масюковщина, Зеленый Луг, Уручье и т.п.). А центр города занят автобазами, автобусными парками, промышленными предприятиями. Существуют ли планы высвобождения территорий в центре столицы?

С.К.: Вынос из центральной и срединной части города объектов промышленного и производственно–коммунального назначения, безусловно, предусматривается генеральным планом Минска. Соответствующая программа уже реализуется. В частности, многие знают о переносе троллейбусного депо N 1 с пр–та Машерова на ул. Гинтовта, в коммунальную зону района Уручье (рядом с гаражным массивом). На пересечении улиц Кальварийской и Ольшевского ведется строительство квартала многоэтажного жилья. А ведь еще недавно на этом месте размещалось промышленное предприятие.

Н.Д.: И это, насколько я понимаю, только начало. Слышала, что о своей готовности переехать на новое место заявили уже многие крупные предприятия, в том числе заводы Октябрьской революции, станкостроительный им. Кирова, часовой, ОАО «Горизонт» и т.д.

А.М.: Да. Возможно, эта работа ведется не так быстро, как хотелось бы. Но дело в том, что для реализации этой программы нужны значительные инвестиции, которые проблематично привлечь в короткие сроки.

Ника: Есть ли что–то такое, что вы видели в других городах и хотели бы воплотить в Минске?

С.К.: Опыт градостроительного развития, застройки, благоустройства, оформления аналогичных городов ближнего и дальнего зарубежья, безусловно, оказывает определенное влияние на Минск. Мы его изучаем и по возможности перенимаем с учетом нашей ментальности. Но в первую очередь хотелось бы, чтобы столица нашей страны имела индивидуальное лицо с национальными чертами.

Кстати

К 2015 году в стране планируется завершить реконструкцию и модернизацию жилого многоквартирного фонда, созданного до 70–х годов прошлого века. Это, в частности, предполагает как снос отдельных домов, так и обновление облика. Кроме того, по словам министра архитектуры и строительства Александра Селезнева, к 2015 году будет наведен порядок в строительстве парковок в крупных городах и совершенствовании транспортных магистралей в целом. В Минске, например, предусматривается возведение нескольких новых подземных и наземных многоэтажных парковок, отдельных автостоянок.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter