Вид на Братиславу

В Братиславе меня не покидает ощущение сходства с Беларусью
Столица Словакии Братислава меньше Гомеля: здесь живут «всего» 463 тысячи человек против полумиллиона гомельчан (причем некоторые меня с удовольствием поправят и скажут, что в Гомеле даже больше, чем полмиллиона: что–то около 524 тысяч). Как гомельский патриот с замечанием соглашусь, но тут же добавлю: хотела бы я (нет, даже не так: мечтала бы я!), чтобы в Гомеле был такой исторический центр. А если не в Гомеле (потому что буду брать свой патриотизм шире и распространю его на всю Беларусь), то пусть в любом другом нашем городе. Хотя бы в богатейшем историей Полоцке. Но нет у нас такого исторического центра. Который после Праги не впечатляет ни масштабами, ни изысканностью, ни разнообразием, но производит впечатление своей уютной домашностью. Поэтому если у вас есть выбор, сначала побывайте в Братиславе, а уж потом — в Праге. Хотя чаще всего любители Праги и Чехии Словакию и Братиславу игнорируют или как минимум смотрят свысока: чем они могут удивить нас, изъездивших Чехию вдоль и поперек? Если честно, то, конечно, ничем. Ну только разве тем, что со стен братиславского Града видна Австрия.


Это сейчас видом на Австрию словака (да и туриста тоже) не смутишь: словаки туда частенько за продуктами наведываются, потому что дешевле (парадоксально, но факт). А вот буквально 25 лет назад, во времена очень развитого, но, как оказалось, близкого к падению социализма, когда граница была на крепком замке, вид на Австрию смущал и завораживал одновременно. Австрийское телевидение работало практически в каждом братиславском доме и активно «подрывало устои». Могу только догадываться, что это было за ощущение: пять лет назад я смотрела в бинокль из Южной Кореи на Северную. Но лишь немногие северные корейцы могут сделать то же самое. Впрочем, я отвлеклась. Сегодня вид на Австрию никого не смущает, а каждый братиславский отель указывает расстояние от двух аэропортов: собственно братиславского (что–то около 13 км) и от венского (60 км). До венгерской границы тоже недалеко: всего 20 км, словаки и туда ездят за продуктами тоже. Потому что тоже дешевле (в отличие от принявшей евро Словакии венгры крепко держатся за свой форинт). Так что Братислава — единственная в мире столица, расположенная на границе трех государств.

В Словакии я для проекта «Без железного занавеса» встречаюсь с людьми (большими начальниками и совсем простыми, бизнесменами и художниками), разговариваю о жизни. Это моя любимая часть подготовки материала: разговаривать. Потому что потом будет сложнее, когда много часов разговоров нужно извлечь из диктофона, положить на бумагу, а потом безжалостно сокращать. Потому что если не сокращать, надо писать книгу, а у газеты — не книжный формат. Но я все же надеюсь, что вам будет интересно.


Так вот: в Братиславе меня не покидает ощущение сходства с Беларусью. Мы привыкли объяснять отсутствие исторических центров в наших городах тем, что Беларусь всю свою историю на перекрестке и через нас ходили все войны — сначала в одну сторону, потому — в другую. Какой исторический центр выдержит? При этом нам свойственно скромно умалчивать, что если от исторических центров что и оставалось, то мы в порыве модернизации и желания идти в ногу со временем уничтожали неуничтоженное. А потому за неимением настоящего свято верим, что Троицкое предместье — это самое настоящее и есть. Ну да я опять отвлеклась.

В Братиславе (исторически также известной как Прешпорок, Пресбург, Пожонь и даже Истрополис) есть следы всех ее историй: сохранился собор Св. Мартина, в котором короновали 11 венгерских королей, а гуляя по старому городу, все время натыкаешься на изображение короны, вмонтированное в мостовую: здесь проходила коронационная дорога. Но с Града видна не только Австрия, но и современный (как казалось во время его строительства) район Петржалка, который как две капли воды похож на нашу Малиновку. Я ж говорю: в Братиславе вы почти как дома.

Братислава.

Советская Белоруссия № 44 (24674). Суббота, 7 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter