Десятки жителей Гомельской области обвиняются в распространении ВИЧ

ВИЧ начал стареть

О своем диагнозе ВИЧ жительница Светлогорска узнала в 2004 году. После чего решила забыть как страшный сон, убеждая себя в том, что врачи напутали. К тому же очень долго болезнь никак не проявлялась. Однако ошибки не было. В итоге инфицированным оказался и муж. А заразившая его супруга попала в колонию. Число подобных драм на Гомельщине растет. Что с этой проблемой делать?

ФОТО ВИТАЛИЯ ГИЛЯ

Заместитель начальника управления Следственного комитета по Гомельской области Александр Гуцко иллюстрирует тревожную тенденцию цифрами:

— Если за предыдущие пять лет по статье 157 УК «Заражение вирусом иммунодефицита человека» в области было возбуждено 38 уголовных дел, то ныне за полгода — уже 50. В первую очередь это связано с активизацией работы милиции.

Больше всего таких преступлений выявлено в Светлогорском районе. Что, в принципе, закономерно. Печальную славу «столицы» ВИЧ/СПИД Светлогорск обрел еще в 1990–е. Ирония в том, что именно здесь проблеме уделялось максимальное внимание. Обследования населения проводились в массовом порядке. В результате нарисовалась тревожная картина. И хотя в абсолютных цифрах количество заболеваний снизилось, Светлогорск по–прежнему удерживает лидерство. За семь месяцев в районе выявлено 56 новых случаев. Радует, что это гораздо меньше, чем за такой же период прошлого года. Тогда их было 127.

У местных жителей истории о том, как кто–то «принес ВИЧ в семью», на слуху. Среди антигероев присутствуют даже пенсионеры с сединой в бороде и бесом в ребре. Рассказывают, будто некоторые из них заражаются, воспользовавшись услугами проституток. А затем передают инфекцию своим женам.

Специалисты не считают такой сценарий характерным и доминирующим. Действительно, пожилых граждан, имеющих ВИЧ, в Светлогорске больше. Но это результат усиленного скрининга: в районе обследована почти половина населения. Хотя аксиому о том, что можно запросто получить вирус вместе с интим–услугами, никто не отменял. Подтверждение — история в Речице, где против местной жительницы возбуждено два уголовных дела. Занимаясь проституцией, она подвергла риску в общей сложности четверых партнеров. При том, что в 2015 году уже была судима по той же статье. Разносчицу вируса пришлось взять под стражу. В милиции, однако, называют этот случай не показательным. Скорее, наоборот. Заместитель начальника управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Гомельского облисполкома Эдуард Ищенко описывает ситуацию:

— С начала года за занятие проституцией составлено 128 административных протоколов. За весь прошлый год их было 248. Причем некоторые женщины привлекались к ответственности по 5 — 6 раз. А одна «рекордсменка» — 17 раз.

Cказать достоверно, сколько из них инфицировано ВИЧ, мы не можем. Нужны очень веские основания, чтобы медучреждение ответило на запрос о том, состоит ли тот или иной гражданин на учете. И одних подозрений тут недостаточно. В целом же уличная проституция как само явление пошла на спад. Вот 29–летняя жительница Кормянского района собой не торговала. Что не помешало ей «заработать» обвинение по самой тяжкой 3–й части статьи 157 УК. Среди потерпевших — бывший муж, а также пенсионер, которому почти 70 лет, его сын и еще несколько случайных знакомых. Все заражены. Любвеобильной даме грозит до 13 лет неволи.

ФОТО KVD-MOSKVA.RU

В Гомельской области инфицированы ВИЧ около 7.000 жителей. Самый распространенный путь передачи — незащищенный секс. Лидировавшая некогда шприцевая наркомания уже неактуальна. Сместились и возрастные планки. Чаще всего новые случаи выявляются у людей чуть старше 40. Еще одна характерная примета — довольно часто вирус привозят гастарбайтеры, возвращаясь с заработков из России. И заражают жен. Врач–эпидемиолог отдела профилактики ВИЧ/СПИД Гомельского областного центра гигиены и эпидемиологии Иван Макиша раскрывает психологические аспекты проблемы:

— Люди по–прежнему не верят в то, что эта беда может случиться с ними. Пренебрегают презервативами и обследованиями. Бытует миф о том, что если человек проходил медосмотр и сдавал кровь, то его автоматически проверили на ВИЧ. Это не так. Перечень случаев, в которых такой анализ проводится обязательно, ограничен. Одна из таких категорий — осужденные, попадающие в исправительные учреждения. Там, где могут оказаться и те, кто скрыл свою болезнь от полового партнера. Снизит ли остроту проблемы ужесточение наказания — вопрос дискуссионный. Зато очевидно, что бороться нужно прежде всего с причиной. Арсенал средств у врачей небольшой — усиленный мониторинг отдельных районов и возрастных категорий, пропаганда и профилактика. Да и подействует все это лишь тогда, когда каждый начнет просчитывать возможные последствия своих поступков, прежде чем их совершить.

Несколько месяцев назад в аптеках Гомеля появились экспресс–тесты, позволяющие безболезненно, самостоятельно и быстро провериться на ВИЧ. Большая часть из них уже продана. Спрос есть. Надежда на то, что люди станут более ответственными по отношению к самим себе и окружающим — тоже.

proleskovskiy77@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter