ВИЧ: история страха и надежды

По оценкам экспертов, в мире 5,4 миллиона молодых людей живут с ВИЧ. Среди стран Центральной и Восточной Европы самые быстрые темпы распространения эпидемии наблюдаются в России и Украине.

По оценкам экспертов, в мире 5,4 миллиона молодых людей живут с ВИЧ. Среди стран Центральной и Восточной Европы самые быстрые темпы распространения эпидемии наблюдаются в России и Украине. А из всех государств этого региона только Беларуси за последние два года удалось снизить количество новых случаев на 11 процентов.
Тем не менее во всем мире в центре эпидемии ВИЧ находятся молодые люди. Свыше 75 процентов людей, живущих с этим диагнозом, моложе 30 лет. И хотя большая часть молодежи знает, что ВИЧ-инфекция не передается через рукопожатие или поцелуй и что ею можно заразиться при незащищенном сексе и через нестерильные шприцы, каждый четвертый считает, что СПИД – это болезнь ВИЧ. фотогомосексуалистов, наркоманов и проституток. А между тем вирус давно вышел за рамки групп людей, ведущих асоциальный образ жизни. Все чаще ВИЧ передается через половые контакты между обычными мужчинами и женщинами, которые не были уличены ни в употреблении наркотиков, ни в секс-бизнесе, ни в однополой любви.

Три истории молодых людей, бросивших вызов обстоятельствам

Герои этих трех историй – молодые люди, которые в один из моментов своей жизни столкнулись с диагнозом «ВИЧ-инфекция». Но для них мир не потерял своих красок: они нашли в себе силы открыть новую главу жизни.

«Ценю каждую минуту, как последнюю»

Нужно ли описывать, что почувствовал 29-летний Тимур Абдуллаев, юрист из Ташкента, в тот момент, когда узнал о своем диагнозе? Он был молод, не принимал наркотиков, никогда не забывал о презервативах и ему ни разу не переливали кровь. В начале 2006 года парень сдал тест на ВИЧ для получения египетской визы, и результат обрушился на него как гром среди ясного неба. За что?
- Я и до этого не считал, что ВИЧ – это проблема, которая меня никогда не коснется, но диагноз стал для меня неприятной неожиданностью, - говорит молодой человек. - Мой случай нетипичен для нашей страны, где основной движущей силой эпидемии считается потребление наркотиков. Это естественным образом влияет на отношение общества к людям, живущим с ВИЧ. Поэтому первый вопрос, который я слышу или читаю в глазах людей: «Вы, человек со степенью магистра британского университета, имеющий хорошую работу, принимаете наркотики?!» Нетипичность моего случая проявляется и в том, что я с самого начала открыто заявляю о своем статусе. Но я не потерял работу, не ощутил дискриминации, наверное, потому что мои коллеги хорошо знали меня до того, как выяснился мой диагноз. А может и потому, что я не стигматизировал сам себя. Я считаю, и это совпадает с мнением психологов, что люди воспринимают нас так, как мы воспринимаем себя сами.
У жены Тимура отрицательный ВИЧ-статус, и молодой человек надеется, что он всегда будет таким. Они познакомились до того, как он узнал о своем диагнозе, и эта девушка была первой, кому он рассказал об этом. И хотя новость потрясла ее даже больше, чем его самого, спустя несколько лет после встречи они поженились. Теперь Тимур считает себя самым счастливым человеком на свете и мечтает стать любящим и нежным отцом.
Тимура часто спрашивают, что для него ВИЧ. «Одновременно и проклятие, и испытание, и дар, - отвечает он. - С одной стороны, это масса неприятных вещей, которые приходится делать из-за инфекции, например, постоянные медицинские осмотры, лечение и необходимость получать специальное разрешение, чтобы поехать в США. С другой - для меня мой диагноз стал чем-то вроде второго рождения, я стал ценить в своей жизни каждую минуту, как будто она последняя».

«Думала, что меня забросают камнями»

В ближайших жизненных планах Светланы Изамбаевой - забота о своих малышах, дочке Еве-Марии и сынишке Адаме. Всю себя она старается посвящать мужу и детям. А в свободные минуты отвечает на письма девушек, которые ищут у нее слова поддержки. Она знает, как нужны им ее ответы, ведь когда-то и сама столкнулась лицом к лицу со страшным диагнозом. «Когда я узнала о том, что у меня ВИЧ, я подумала, что моя жизнь кончилась, - вспоминает Света. - Мне казалось, что я сразу же потеряла то уважение, которое заслужила в своей деревне, городе, что люди забросают меня камнями. Но я приняла свой статус, научилась жить с ним. Иметь положительный диагноз ВИЧ – это не позор, это просто новая глава в моей жизни».
Сейчас эта хрупкая девушка возглавляет некоммерческий Благотворительный фонд Светланы Изамбаевой в Казани, проводит группы поддержки для женщин, живущих с ВИЧ. Кроме того, Светлана много общается с подростками и молодежью, рассказывает им о профилактике ВИЧ. Когда-то ей самой этой информации очень не хватало. «В школе мне о ВИЧ никто не рассказывал. Я не знала о том, что нужно правильно заботиться о себе, уметь говорить «нет», и о том, что необходимо пользоваться презервативом», - говорит Светлана.
И все равно она не в обиде не судьбу. Светлана уверена, что Бог не просто так дал ей это испытание, и верит в свое предназначение – сделать мир чище, добрее, светлее.

«Мы стали мечтать о ребенке»…

Юле из Минска еще не было двадцати, когда она узнала о своем диагнозе «ВИЧ-положительная». Как это могло произойти? Почему именно с ней – обычной девчонкой из обычной семьи - не наркоманкой, не проституткой? Несмотря на то что большинство родных и знакомых уже знают о Юлином диагнозе, она все же предпочла общаться под вымышленным именем и по телефону.
- Даже не знаю, как все это произошло. Какой-то кошмарный сон, - в голосе девушки уже не слышится испуга, паники, смятения. Ее спокойный голос говорит о том, что Юля оправилась от шока и все ее мысли связаны с будущим. – Четыре года назад я познакомилась с парнем. Стали встречаться. Молодая и неопытная, я даже сразу и не разобрала, что это был за человек. Сейчас же склонна думать, что он употреблял наркотики. После того как мы внезапно расстались, меня не покидала мысль: что-то не так. Хотя чувствовала себя великолепно, все же пошла и сдала кровь на ВИЧ.
Первые дни Юля просто плакала. Было больно и обидно. Но потом взяла себя в руки, рассказала о своей беде близким. Девушка стала искать информацию о ВИЧ/СПИД, читать литературу, посещать тематические сайты в Интернете, обратилась в группу взаимопомощи. Врач-инфекционист разъяснил, как жить с этой болезнью: как предохраняться, чего опасаться…
А потом и на Юлину долю выпало то, что обычно называется тихим семейным счастьем. Она познакомилась с Артемом. «Мы учились вместе в институте, - рассказывает девушка, - потом стали встречаться. Конечно, я сразу же рассказала ему о своем диагнозе. Было страшно – я не знала, как он отреагирует. Но Артем сказал, что любит меня несмотря ни на что и хочет, чтобы мы всегда были вместе. Мне было сложно поверить! Не уверена, что поступила бы так же, будь на его месте…»
После свадьбы молодая пара стала задумываться о ребенке. Юля сдала анализы – концентрация вируса в крови маленькая, иммунитет хороший, к тому же девушка вела здоровый образ жизни. И они рискнули. Начиная с 28-й недели беременности и вплоть до самых родов будущая мама проходила курс антиретровирусной терапии. Кесарево сечение и запрет на кормление грудью. Ребенку тоже назначили специальный сироп и необходимые препараты. Общими усилиями врачей и родителей малыш появился на свет с минимальным риском быть зараженным, но окончательный вердикт врачи смогут вынести только тогда, когда ребенку исполнится полтора года.

Подготовили Мария ЗУБКОВА, Наталья УРЯДОВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter