Везувий как дамоклов меч

В последнее время ученые все чаще говорят о том, что единственный действующий вулкан континентальной Европы, возвышающийся над густонаселенным побережьем Неаполитанского залива, может начать извергаться в любой момент.

В последнее время ученые все чаще говорят о том, что единственный действующий вулкан континентальной Европы, возвышающийся над густонаселенным побережьем Неаполитанского залива, может начать извергаться в любой момент. В прошлом году население так называемой красной зоны — наиболее приближенной к Везувию местности — обратилось в Европейский суд по правам человека. Люди жалуются на то, что существующий план эвакуации устарел. Почти все пути отступления давно заблокировали различные постройки. Кстати, о том, что в случае бедствия существующие маршруты эвакуации окажутся бесполезными, авторитетный географический журнал National Geographic писал еще в 2007 году.

Время не ждет

Впрочем, упрекнуть итальянских чиновников в полном бездействии нельзя. Например, с 2003 года власти начали предлагать денежные компенсации жителям красной зоны и убеждать их переехать в более безопасные места. Однако очень немногие воспользовались этим предложением. В настоящее время вокруг Везувия живут и работают около миллиона человек, а к 2016 году численность здешнего населения может увеличиться еще на 200 тысяч. В случае бедствия людей нужно будет эвакуировать максимально быстро. А в том, что вулкан обязательно проснется, нет никаких сомнений.

И если раньше считалось, что территориям к западу от кратера в принципе ничего не грозит (Помпеи, Геркуланум и виллы Стабии находились на юго-западном склоне), то исследования последних лет не оставили от этой уверенности камня на камне. Были найдены свидетельства извержения, произошедшего в бронзовом веке. Тогда потоки лавы полностью залили территорию, где сейчас располагается один из самых крупных городов побережья — Неаполь. За свою историю Везувий извергался сотни раз, причем все эти катаклизмы имели разные “степени тяжести”. Ученые практически не сомневаются, что поскольку последнее крупное извержение произошло в 1631 году, а под кратером находятся несколько магматических камер, давление в которых со временем, естественно, нарастает, очередной выброс будет одним из самых грозных. И Неаполь вполне может стать вторыми Помпеями.

Первый звонок

Самое известное извержение Везувия произошло 24 августа 79 года нашей эры. Долгие века вулкан спал так крепко, что население его окрестностей и думать забыло об опасности. Леса были полны дичи. Почва, насыщенная древними отложениями вулканического пепла, была поразительно плодородной. После завоевания Греции Римом в 88 году до нашей эры Помпеи стали жемчужиной в имперской короне. Город имел свой собственный собор — храм Юпитера, а также форум и амфитеатр.

Опасная беспечность

В первые часы люди вообще не могли понять, что происходит. Дикий грохот доносился со стороны горы, эвакуация проходила медленно, многие колебались, не хотели оставлять дома и имущество. Но вскоре над городом вырос чудовищный гриб, между домами, как метель, закружились тучи пепла. Внезапно с неба начал идти настоящий град из камней и обломков лавы, косивший людей сотнями.

Римский историк Плиний Младший был свидетелем этого кошмара и описал его в письмах Тациту. В момент извержения он с семьей находился в порту Неаполитанского залива. Его дядя Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам. Но как только солдаты сошли на берег, побережье окутало ядовитое серное облако. Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними и две тысячи беженцев. Смерть людей была страшной. Вдохнув смесь горячих газов, раскаленных до 500 градусов по Цельсию, они погибали мгновенно — жидкость в легких, смешиваясь с пеплом, превращалась в цемент. Мозг закипал и взрывался, а тела сгорали за несколько секунд. По самым скромным подсчетам, количество жертв перевалило за четыре тысячи человек. Люди, охваченные ужасом, надолго покинули эти места.

Забытая история

Однако уже по прошествии нескольких столетий итальянцы даже не помнили, где именно находились погибшие города. Разве что легенды доносили отголоски древних событий. Лишь в конце XVI века во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще через сто лет при строительстве колодца рабочие нашли часть здания, на котором была надпись “Помпеи”.

Серьезные раскопки в районе катастрофы начались лишь во второй половине XVIII века. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. После того как из раскопанных зданий вывозилось все самое интересное (как правило, драгоценности и древние статуи), их снова засыпали. Вплоть до 1860 года появлялись и самые различные грабители высокого ранга. Среди них был сэр Уильям Гамильтон — британский посланник в Неаполе с 1764 по 1800 годы. Найденные им редкости “по-тихому” отправлялись дипломатической почтой в Британский музей. Именно они до сих пор составляют основу богатейшей британской коллекции древностей эпохи гибели Помпеи.

Особенно активно раскопки велись французами в 1808—1814 годах при маршале Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт. Извлеченные древности пополняли коллекции Лувра.

Страшные находки

Период серьезной работы самих итальянцев связан с именем основателя национальной археологической школы, генеральным директором музеев и раскопок Италии Джузеппе Фиорелли. В 1863—1875 годах он принял на себя руководство раскопками в Помпеях.

Именно Фиорелли обнаружил, что особое соединение пемзы и пепла фактически загерметизировало город, сохранив его от разрушений. Он раскопал амфитеатр вместе с останками гладиаторов, оставшихся в том положении, какое они приняли, должно быть, при первом потоке расплавленного пепла.

На пригородной вилле Диомеда в погребе нашли останки 18 взрослых человек, мальчика-подростка и младенца. Картины гибели города вдруг ожили как в кадрах немого кино: пока семья пыталась спрятаться, слуги похитили семейные ценности и пустились в бега. У ворот виллы обнаружили двоих: один сжимал в руке связку ключей и большую сумку с деньгами, а другой прижимал к груди две массивные серебряные вазы.

“Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме”

Под таким названием в Британском музее с мая по сентябрь 2013 года демонстрировалась выставка. Среди представленных экспонатов — предметы искусства и быта, фрески, украшения и многое другое. Удивительно, но в печи помпейской пекарни сохранились почерневшие буханки 1800-летнего хлеба и даже обугленный инжир. А цвета фресок на стенах роскошных вилл Геркуланума, “законсервированные” слоем пепла и пемзы, до сих пор поражают яркими красками. Танцующие в густых лесах фавны и нимфы чередуются с поразительно реалистичными произведениями. Например, на одной из фресок изображен портрет молодой женщины и, очевидно, ее мужа. Римлянка с тщательно уложенной прической держит в одной руке таблички и, как будто задумавшись, касается губами стилоса (инструмент для письма в виде остроконечного цилиндрического стержня из кости, металла, другого твердого материала). Кто эти люди, удалось ли им убежать или они погибли в тот страшный августовский день много веков назад? Их полные жизни глаза внимательно смотрят на зрителя, но ответа не дают.

При извержении Везувия в 79 году нашей эры были стерты с лица земли три крупных населенных пункта, не считая деревень — район роскошных вилл под названием Стабии, города Геркуланум и Помпеи. Последнему не повезло больше всего. Например, при раскопках в Геркулануме тел погибших почти не было обнаружено. Из этого археологи сделали вывод, что находящийся немного дальше от вулкана город был накрыт пирокластическими потоками не сразу, а примерно на третий день извержения, а у его жителей было время спастись.

С течением времени Помпеи были практически полностью освобождены от слоев лавы и пепла. Буквально каждый метр раскопок приносил все новые и новые открытия. Сейчас Помпеи — город-музей под открытым небом, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter