Водители пригородных автобусов сетуют на крупные штрафы за провоз необилеченных пассажиров

Вежливость — привилегия водителя

Любая поездка даже в ближайший к Минску пригород для водителей столичных рейсовых автобусов становится серьезным испытанием для собственных нервов, а порой и для кошелька. В крутой оборот их взяли... ревизоры собственного предприятия. Законодательство неумолимо: любой провоз пассажира без билета (пусть даже он вышел не на своей остановке) влечет серьезные финансовые санкции и для человека за рулем. Так прописано в КоАП. «Штрафуют без разбора. Только как в условиях жесткого графика и плотного транспортного потока уследить за каждым?» — отчаявшиеся шоферы четырех минских автопарков собрали более 250 подписей и отправили коллективное обращение в Администрацию Президента.


Звоночек этой истории, который должен был насторожить, прозвенел еще в прошлом году. Резонансный и безобразный случай — водитель автобуса на одной из остановок в Колодищах избил пассажира. Дело обстояло так: шофер отказался трогаться с места, пока в салоне будет хоть один безбилетник. Один из опаздывавших пассажиров (кстати, с билетом в руке) слишком рьяно стал этим возмущаться и... получил по лицу. Водителя, понятное дело, уволили. Неуравновешенным за рулем действительно не место. Впрочем, для тех, кто свои рабочие будни проводит в кабине общественного транспорта, было ясно: ситуацию своими действиями спровоцировали безграмотные управленческие решения, которые, по сути, поставили водителей между молотом и наковальней. Кто из пассажиров в век, когда каждая секунда на счету, с пониманием отнесется к любой задержке в движении, а то и к подобной вынужденной остановке? Кому из водителей хочется быть оштрафованным за единственного безбилетника, выявить которого в переполненном салоне порой не проще, чем найти иголку в стоге сена?

Общаюсь с Дмитрием Рубаником и Денисом Зубковым, водителями автобусного парка № 4 — филиала предприятия «Минсктранс», обслуживающего ту самую проблемную колодищанскую зону. Парни лишь вздыхают: контролеры неумолимы. А их действия больше напоминают служебное рвение.

Водители пригородных маршрутов нынче должны выполнять функции и кассиров...

...и ревизоров.

— За одну недополученную предприятием копейку тебе в сумме могут дать 300, а то и 400 рублей штрафа! — возмущены напарники. — Зарплаты у нас и так ниже, чем у «городских» коллег. Минимальный же размер взыскания по статье 18.32 КоАП — провоз пассажира без билета или багажа без квитанции — 4 базовые величины. Это 92 рубля. Нас, ко всему прочему, приказом нанимателя еще и полностью депремируют. Причем ситуации бывают самыми нелепыми. Одного из водителей, к слову, отца четверых детей, оштрафовали за бесплатный провоз школьников, у которых не было справки. Или другой случай: женщина по дороге из Колодищей взяла билет до 9–го километра, выходить же собиралась на следующей остановке. Позже призналась: сделала так целенаправленно. Зашли контролеры и составили на водителя протокол. Хотя народу в салоне была тьма, а разница в стоимости двух билетов — копейки.

Впрочем, даже административные взыскания можно отменить в судебном порядке — в связи с малозначительностью правонарушения. Но многие ли доходят до суда? С другой стороны, дело ли, сетуют водители пригорода, когда именно на них взвалена задача быть, ко всему прочему, одновременно и ревизором, и кассиром? Ответственность ведь и так колоссальная. Приоритет же, настаивают они, должен отдаваться безопасности движения и соблюдению расписания, но не постоянному контролю за десятками человек в салоне. Приводят пример: в пригородный автобус из Минска в деревню Янушковичи недавно «утрамбовалось» аж 104 человека. И это при максимальной возможной наполняемости в 98 пассажиров!

Ответственность за пассажиров без билетов несут не только они сами, но и водители.

То обстоятельство, что водители маршрутных автобусов управляют источником повышенной опасности, должно минимизировать ряд их дополнительных обязанностей, считают шоферы. Ситуация же складывается иным образом: водителям вменено исполнение более 60 пунктов инструкции.

Прямая речь


Владимир Ринг, председатель Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций «Белпрофтранс»:

— Ситуация, в которой оказались водители автобусных парков ГП «Минсктранс», сегодня на контроле у нашего профсоюза. Юристы изучают правомерность взыскания штрафов с работников. Проверка наличия проездных документов у пассажиров прописана в должностной инструкции водителей. А значит, они обязаны за этим следить и нести ответственность в случае выявления нарушений. Но и наниматель, в свою очередь, обязан обеспечить работникам возможность выполнять свои должностные обязанности. То есть организовать условия труда водителей так, чтобы они могли выполнять функции контролера без ущерба для безопасности пассажиров и графика движения автобуса.

В кругу мнений


Официальные ответы ГП «Минсктранс», касающиеся этой проблемы, настолько четки и выверены, что даже обыватель поймет: юридически к действиям контролеров не подкопаешься. Все строго по закону. Обвинять ревизоров, пожалуй, тоже не стоит. Это не показательная принципиальность — их работа «сдельная», а каждый составленный протокол приносит немалую копейку. К тому же, читаю переписку, «финансовое положение государственного предприятия «Минсктранс» в большой степени зависит от полноты сбора выручки за оказанные пассажирам транспортные услуги». Но как быть со здравым смыслом? Отменить статью КоАП, даже снизить прописанную в кодексе минимальную планку ответственности до предупреждения сам перевозчик не в силах. Он может только внести соответствующие предложения на рассмотрение соответствующих органов. Но есть, говорят эксперты, и обратная сторона медали: подобные корректировки могут «расслабить» водителей. В таком случае, дескать, им не так страшно будет работать на собственный карман, брать деньги и выдавать билеты по заниженной цене. Альтернативные предложения? Их несколько.

Водители: изменить принцип оплаты проезда на «пригороде»

— Почему бы не разделить весь пригород, как в Берлине, на зоны? Стоимость проезда до населенных пунктов, расположенных сразу за городской чертой и, по сути, представляющих пригородные микрорайоны, сделать одной. До более отдаленных деревень, находящихся в определенном радиусе, — другой. За пределы Минского района — третьей... Тогда и контролировать безбилетников будет проще.

«Минсктранс»: штрафовать и пассажиров

— В каждом из парков генеральный директор вместе со всеми заинтересованными провел собрания с водительским составом. Понятное дело, нарушать закон никто не станет. Единственное, условились: на самых загруженных маршрутах — вроде рейсов в Колодищи или Атолино — к составлению протоколов будем подходить в индивидуальном порядке, адекватно ситуации. Но когда в салоне 10 — 15 человек и восемь без билета — уж извините. Кроме того, в салонах автобусов будут развешены листовки, которые напомнят пассажирам: не только водитель, но и они сами несут полную ответственность за безбилетный проезд и за наличие на руках проездного документа.

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter