Везет же! Один день с водителем школьного автобуса

Сейчас даже за одним учеником в отдаленную деревню приедет школьный автобус
Еще лет пятнадцать назад о таком комфорте сельские дети могли только мечтать, добираясь до школы на велосипедах, попутках и пешком. А сейчас даже за одним учеником в отдаленную деревню приедет школьный автобус, отвезет на уроки, а потом домой. Корреспонденты «Знаменки» проехались по одному из таких маршрутов Минской области.



Михалыч, заводи

В столичном регионе проблему подвоза сельских детей в школы и сады решили полностью: здесь курсируют 237 школьных автобусов. Десять новеньких «МАЗов» в этом году Минской области передал Банк развития. На одном из таких мы и поедем с водителем, который работает на школьных маршрутах уже десять лет.

– Юра! Или просто Михалыч, – представляется одетый в белую рубашку и черный галстук шофер, встречая нас возле кабины ярко-желтого автобуса на стоянке Смолевичского райотдела образования. Перед выходом на рейс он проверяет фары, поворотники, а механик Сергей Филипович осматривает машину снаружи:

– Каждый выезд с этого начинается. Возим детей, поэтому внимание к техническому состоянию автобуса особое, все должно работать как часы. И обязательно контролируем водителя: как чувствует себя, все ли нормально.

На часах без пятнадцати два. «Михалыч, можешь трогаться», – дает отмашку механик, и мы едем в Курковскую школу-ясли-сад за детьми.


Двести километров ответственности

Из Смолевичей до агрогородка Курково минут пятнадцать, успеваем поговорить о профессии, дорогах и юных пассажирах. Рабочий день у Юрия Батяновского начался рано. Перед выездом надо пройти медицинское освидетельствование, заправиться, заполнить путевой лист, проверить технику. В семь утра автобусы трогаются в путь – каждый по своему маршруту.

В день у Юрия Михайловича четыре рейса и в общей сложности 200 километров:

– У меня не самый длинный маршрут. Но сам путь очень красивый, заканчивается в Березинском заповеднике. Там и косулю, и зайца, и белку встретишь. Не бывает двух одинаковых поездок – тем и хороша работа водителя – без рутины. Правда, и большую ответственность несешь – это же дети!

К водителю школьного автобуса особые требования: стаж не менее трех лет и ни одного «залета» в течение года. Если нарушил ПДД даже на личном авто, считай, лишился работы, говорит Юрий:

– Самое главное – соблюдать скорость. Особого уважения к школьному автобусу на дорогах нет, хотя все зависит от человека – кто-то пропустит, уступит дорогу, а другой и подрезать может – ему все по барабану. Поэтому нужно быть осторожным. Если ребят высаживаю на остановке, смотрю, чтобы ни попутных, ни встречных машин не было. Только когда дорога пустая, открываю двери и разрешаю выходить.

Маленькими пассажирами Юрий Батяновский доволен, детей любит. Но свое счастье они особо не ценят, потому что пешком никогда в школу не ходили, считает шофер:

– Семечки едят в салоне, жвачки под сиденья клеят. Этот автобус, конечно, еще чистый. А в старом «пазике» все время отдирал бубль гум с пола и кресел.

В Курковской школе учатся 180 детей, большинство ездят на учебу на школьных автобусах. Тех, кто пользуется общественным транспортом, отдел образования обеспечивает проездными билетами, – за дорогу ученики не платят.


Света и Снежана Жуковские раньше добирались до школы самостоятельно


А мультик-то интересный

И мультики покажут

Вот мы и у школы. Ученики разных классов по очереди заходят в автобус: кто дальше едет, садится в конце салона, кому раньше выходить – в начале. Свободных мест хватает. В поездке школьников всегда сопровождает кто-то из учителей.

– А можно мультики включить?

– Включайте.

– Все мультфильмы у нас про безопасное движение, даже «Смешарики», – учитель немецкого языка Тамара Григорьевна Корень переключает кнопки на пульте. Ей 77 лет:

– Я уже на пенсии была, когда меня снова позвали работать. Школу в Юрьево закрыли пару лет назад, а там дети учили немецкий. В Курково преподают английский, поэтому пришлось вернуться, чтобы доучить и выпус­тить своих ребят. Последний класс уже.

Судя по настроению, школьный день у пассажиров удался. А может, просто рады, что едут домой. Третьеклассник Арсений получил девятку по английскому языку и ему не терпится похвастаться маме, у которой как раз выходной. Даник Ивинский учится в 5-м классе: он любит играть с двухлетней сестричкой Машей и «в комп». По маленькому братику соскучилась и первоклассница Даша Барковская. У нее сегодня была математика, где учились считать: 2 + 3 будет 5 – запомнила девочка.


Юрий Батяновский с особой заботой относится к своим пассажирам

Почти такси

Мгле, Юрьево, Антополье, Сутоки. Самый дальний пункт маршрута – деревня Заберезовка в Логойском районе. Здесь живут сестры Снежана и Светлана Жуковские – две школьницы на всю деревню. За ними первыми каждое утро приезжает автобус.

– Как персональное такси, – улыбается 11-классница Снежана, которой есть с чем сравнивать. – Класса до восьмого приходилось добираться до школы самостоятельно. Хорошо, что у родителей была возможность подвозить нас. Когда пустили автобус, и нам, и им стало легче.

– Мы в свое время так и ходили – восемь километров до школы. Велосипедов не было. В мороз, слякоть, ливень – лишь бы учиться! – вспоминает Тамара Григорьевна. – А теперь все делается для детей, подвозят, кормят в школе, а многие учиться не хотят, невозможно оторвать от компьютера.

Последнюю остановку в этом рейсе водитель делает в Юрьево, где живет учи­тельница. Юрий Михайлович вернется в Смолевичи, а ближе к вечеру заберет малышей из детского сада и развезет их по деревням вместе с родителями. Везет же!


P.S. Редакция благодарит управление образования Миноблисполкома и лично и. о. начальника отдела образования, спорта и туризма Смолевичского райисполкома Ирину Садовскую за помощь в организации репортажа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter