Белорусский прокат оживила долгожданная кинопремьера режиссера, сценариста и актрисы Ренаты Литвиновой

Ветром надуло

Картина «Северный ветер» — причудливая фантасмагория, сновидческая фреска на тему распада некогда большой и не совсем дружной аристократической семьи. Загадочная притча с финальным посвящением Кире Муратовой и музыкой Земфиры Рамазановой.

yandex.by

В «Северном ветре», который до этого был довольно успешным спектаклем в репертуаре Московского художественного театра, действия разворачиваются во времена, когда правил великий матриархат. По словам Литвиновой, фильм значительно отличается от театральной пьесы и развивает ее.

У всех героев, представителей родовитого Северного клана, загадочные имена, каждый переживает определенную драму. Сын главной героини Бенедикт (Антон Шагин) никак не может заполнить пустоту в душе: в авиакатастрофе погибла его невеста — красавица стюардесса Фанни, очаровавшая весь дом. (В этой линии Рената Муратовна, видимо, решила передать привет своей героине из мелодрамы «Небо. Самолет. Девушка», а также первоисточникам этого ремейка — пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» и одноименному фильму Георгия Натансона.) Фанни играет дочь режиссера Ульяна. С горя сын Бенедикт, представляющий собой странную смесь принца Гамлета и типичного представителя золотой молодежи с Рублевки, зачем-то женится на сестре погибшей невесты — Фаине, которая оказывается коварной и мстительной. 

Еще среди обитателей особняка Северного клана — сестра Маргариты Лотта (ее играет звезда театра Петра Фоменко Галина Тютина). Сундуки Лотты набиты гниющими купюрами, она чахнет над своим златом, как Скупой рыцарь. Есть и Вечная Алиса — звезда советского фильма «Разные судьбы» Татьяна Пилецкая. Каждый раз, когда кто-нибудь из домашних во время встречи Нового года провозглашает тост «за любовь до гроба и после гроба!», Вечная Алиса довольно хмыкает: «Наш тост, фамильный!» Семья живет не радостями и подлинными эмоциями, а ритуалами. Может, поэтому во время одного из празднований кузена Бориса (Максим Суханов) так взволнует визит оперной дивы на новогодний праздник, что он оторвет хвост от ее концертного платья. В роли дивы — Хибла Герзмава. Свою лепту эксцентричности в происходящее вносят профессор Жгутик (Никита Кукушкин) и актриса Матильда (Светлана Ходченкова).

В «Северном ветре» красивые интерьеры, платья Литвиновой можно рассматривать бесконечно, но мало самой кинематографической энергетики и нерва. При желании можно усмотреть параллели с готическими сказками Тима Бертона и аллюзии на «Гибель богов» Лукино Висконти. Но все эти параллели не спасают ленту от вторичности. Фильм не выруливает ни в социальную сатиру, ни в фэнтези, он аристократично болтается между жанрами и любуется сам собой. Поклонники Ренаты Литвиновой, ясное дело, его не пропустят, но для обычных зрителей «Северный ветер» — большое испытание. Поневоле во время финальных титров приходит мысль: хорошо, что времена великого матриархата все-таки прошли…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter