Премьера «Хамсин» в Новом театре: история примирения человека с самим собой

Ветром надуло

Сдержанность, нежность акварельных красок и аристократизм отличают премьеру «Хамсин» в Новом драматическом театре в постановке главного режиссера Сергея Куликовского по пьесе белорусского автора Татьяны Ждановой. Действие спектакля разворачивается в нечужом нам Израиле в середине прошлого века. Галерея пестрых персонажей «Хамсина» обитает под крышей благородного пансиона, которым лихо заправляет госпожа Фрахт (Наталья Капитонова), похожая на ледяную красотку а-ля Марлен Дитрих. У госпожи Фрахт четкий распорядок дня и свои представления о прекрасном. Ее постояльцев, напротив, мучают тревожные состояния, призраки прошлого, навязчивые тягостные мысли, связанные с прошедшей войной и Холокостом. Прогнать их хотя бы на время помогает только добрая беседа и глоток горячительного. Жестокий африканский ветер хамсин дует во все щели, не дает дышать полной грудью и сводит с ума. Хотя все мы помним, что «у природы нет плохой погоды», героям горячий ветер из пустыни порой кажется невыносимым. 

Слово «хамсин» переводится как «пятьдесят».

Премьера «Хамсин» — нешаблонная история победы над собственным эгоизмом, в ней присутствует любимый многими зрителями еврейский юмор и даже сцена еврейской свадьбы — но все это решено деликатно и почти с этнографической беспристрастностью. Режиссер Куликовский, балетмейстер Марина Баранова и художник Светлана Макаренко постарались уйти от штампов. Мир «Хамсина» зыбок и порой нереален, это словно полусон, полуявь, но в то же время продуманные визуальные образы спектакля намертво впечатываются в память. Его минимализм продиктован самой темой: после катастроф XX века выжженная земля не может предложить человеку уютного крова. Ему негде спрятаться и обрести оазис. 

В спектакле «Хамсин» после длительного перерыва дебютировал актер Олег Радкевич, играющий тонко и возвышенно, задающий тон спектаклю, бывший «голос» телеканала ОНТ. В монологе одной из героинь талантливым драматургом Татьяной Ждановой, пропустившей всю эту историю через себя, запечатлены биографические мотивы народной актрисы Беларуси Галины Толкачевой — ее воспоминания из страшного военного детства времен оккупированного Минска. И зная Галину Семеновну, ушедшую в октябре 2020 года, и драматическую историю ее семьи, удержаться от слез в этой сцене невозможно. 
Премьера названа «еврейской рапсодией». Если обратиться к словарю, можно обнаружить, что рапсодия — это музыкальное произведение, написанное в свободном стиле. Несколько лирических эпизодов и лирических линий объединены в спектакле в одну волнующую фреску. «В нашем спектакле нет жесткого конфликта, зритель видит некий набор эпизодов, новелл, объединенных общей мыслью о необходимости человеческого сочувствия, сострадания и примирения», — говорил накануне премьеры режиссер Сергей Куликовский. Конечно, тот кто идет на «вечер еврейского анекдота», будет сбит с толку серьезностью интонации, но, верю, услышит ее. В этой интонации тем не менее находится место и юмору, и лиризму, и великолепной хореографии. Скучно на «Хамсин» точно не будет. 
Купаются в своих характерных ролях мастера Нового драматического театра — Сергей Широчин, Василий Ницко, Валерий Глазков. Точно понимает характер своих героинь эффектная женская часть ансамбля: Наталья Капитонова, Оксана Баранок и Мария Борейко. Нотку свежести вносят молодые артисты Милана Иванова в роли Кристины и Эдуард Вайнилович в роли Альберта. В премьере помимо прочего рассматривается тема отцов и детей, проблема возраста, человеческого одиночества. Надеюсь, что ближе к финалу зритель «Хамсина» обретает надежду, так же как и его непутевые и милые персонажи. 

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter