Сегодня принято чествовать ветеранов внутренних дел. 10 ноября – дата, которая напрямую связана со становлением милиции. Накануне этого памятного дня встретились с ветераном Заводского в былые годы РОВД Минска подполковником милиции в отставке Николаем Крюковым. К слову, за плечами Николая Ивановича почти тридцать лет службы в органах внутренних дел. Он видел, как изменялась преступность, а вместе с тем и методы борьбы с ней. Узнали, каково было в то время служить в милиции и против кого сражались советские правоохранители?
Из памятных криминальных сводок
Первые погоны Николай Крюков надел во время службы в армии, куда попал сразу после школы. Служил в группе советских войск в Германии. А милицейский путь начал в 22 года в патрульно-постовой службе в Воронеже. Однако спустя время переехал в Минск, чтобы поступить в Минскую школу милиции имени М.В. Фрунзе. Окончив ее, пришел участковым в Заводское РОВД. Затем стал оперуполномоченным отдела по борьбе с экономическими преступлениями, старшим участковым инспектором милиции, начальником отдела охраны правопорядка и профилактики, заместителем начальника районного управления.
А теперь перейдем к самому интересному – криминальным сводкам в памяти Николая Ивановича. Как правило, у служивших людей историй столько, что хватит не на один детективный фильм.
Итак, 90-е. «Хорошее зрение, большая премия!» – зазывают возле входа на рынок наперсточники. Молодые парни, которые на картонке крутят небольшие стаканчики, под одним из них находится шарик. В то время их водилось немало. Правила игры просты: угадавшему, где шарик, полагается пять, десять или двадцать пять советских рублей. Приличная сумма по тем временам.
– Легкие деньги прельщали людей, и многие пытали удачу. Естественно, игра была платная – 10 рублей. Видя, как предыдущие человека два выигрывали, остальные тоже пробовали. Но им уже не суждено было сорвать куш. Обман заключался в ловкости рук наперсточника, который вместо того, чтобы перегонять шарик из одного колпачка в другой, технично прятал его между пальцами. Их мы задерживали, негоже людей грабить средь бела дня, – рассказывает Николай Крюков.
Серийные кражи автозапчастей
В то время был дефицит легального рынка автозапчастей. И это привело к масштабным кражам деталей с припаркованных во дворах машинах. Воры в считанные секунды снимали колеса, доставали лобовые стекла, дверные ручки…
– Как-то мы с сослуживцем заступали на патрулирование улиц на обслуживаемой нами территории. Помню, ночь, около 3–4 часов. Заинтересовала нас группа молодых людей, которые неспешным шагом проходили по дворовой территории, присматриваясь к припаркованным автомобилям. Решили за ними проследить. И не зря. Долго следить не пришлось, уже в соседнем дворе парни стали извлекать лобовое стекло в автомобиле «Жигули». Мы их оперативно задержали. А во время обыска гаража по месту жительства обнаружили более десятка автозапчастей, – делится воспоминаниями собеседник.
Груз вины отягощает по сей день
Любителей выпить в 90-х тоже было немало. Оттого бытовых преступлений стало в разы больше.
– Я до сих пор не могу простить себе, что не удалось спасти человека. Сейчас, анализируя свои действия, я понимаю, что связано это было в первую очередь с тем, что я был недостаточно опытен, – вспоминает Николай Иванович. – Этот день я помню, как сейчас. По радиостанции мне поступила информация от оперативного дежурного. В милицию обратилась супруга жителя дома на улице Уборевича, которая пояснила, что ее супруг хочет покончить жизнь самоубийством. Я моментально выбыл туда. Дверь открыла заплаканная женщина. Я прошел в комнату, где ее муж вязал петлю. Помню, мы тогда с ним долго разговаривали – больше часа: анализировали причины, вместе вылили припасенный им алкоголь. Когда я покинул квартиру, он закрывал за мной дверь. Мне показалось, что он полностью отказался от своих намерений.
Николай Иванович ушел, а спустя время поступил еще одно сообщение от дежурного: в квартире по улице Уборевича повесился человек...
– Камень на душе лежит до сих пор. Я виню себя в том, что не смог переубедить, – добавляет собеседник.
Допрос в Грузии
Николай Иванович работал оперуполномоченным отдела по борьбе с экономическими преступлениями, курировал ОАО «Гормолзавод-2» и склады питания, принадлежащие ОАО «Белбакалея».
– Тогда довольно часто рабочие с молочного завода выносили масло, творог, молоко. Привязывали к телу веревками и проходили КПП. Мы составляли административные протоколы, а в случае если человек попадался третий раз, возбуждали уголовное дело, – вспоминает Николай Крюков.
А вот история с «Белбакалея». Начальник отдела качества на предприятии получила партию мандаринового сока из Грузии. Поставщику сообщила, что товар недоброкачественный и для решения вопроса ему необходимо заплатить ей. Поставщик обратился в милицию:
– Вот тогда мы в Грузию и полетели, чтобы собрать необходимые документы, опросить производителя и подтвердить, что товар действительно качественный. В результате информация о ненадлежащем качестве оказалась ложной. А начальник отдела качества привлечена к уголовной ответственности – и поехала в места не столь отдаленные.
Было всякое в милицейской карьере Николая Ивановича. И хорошее, и не очень.
– Мои 27 лет службы прошли как один день, – с улыбкой говорит ветеран. – С достоинством и трепетом выполнял свой служебный долг: защищал граждан.
На заслуженный отдых подполковник милиции ушел в 2005 году. Тогда он проходил службу в должности заместителя начальника милиции общественной безопасности Московского РУВД г. Минска. Сегодня офицер в отставке продолжает передавать свой опыт молодому поколению, активно принимает участие в жизни ветеранской организации Заводского РУВД г. Минска, является заместителем председателя ветеранской организации и возглавляет совет общественного пункта охраны правопорядка.
Фото Заводского РУВД.