Быть ли парку памяти воинов-"афганцев" под Смолевичами? За и против.

Ветер с Кандагара

Парк памяти воинов–«афганцев» и тех, кто исполнял интернациональный долг в других государствах во времена Советского Союза, может появиться в Смолевичском районе. Создать его предложил белорусский фонд поддержки ветеранов, инвалидов войн «Боевое братство без границ». Идея благородная. Вместе с тем есть и вопросы, ответы на которые пока неясны. Именно поэтому мы поинтересовались мнениями разных сторон.

Председатель правления  фонда «Боевое братство без границ» Виктор Сивохин.
Фото  Павла ЧУЙКО.

В 1979–м сама природа противилась вводу войск в ДРА, будто бы знала, что служба там продлится не три месяца, а долгие годы, вспоминает руководитель фонда Виктор Сивохин: «Нашу 108–ю мотострелковую дивизию трижды поднимали по тревоге, чтобы перейти Амударью, но каждый раз река не позволяла этого сделать, срывая все понтонные мосты. Переправились мы лишь 25 декабря и то благодаря тому, что практически через каждые десять метров мосты удерживали катера. Далее, в Афганистане лет сто не было снега, и вдруг такой повалил! Самый высокогорный перевал Саланг, все тоннели были засыпаны снегом. Потому теперь и возникла мысль с помощью самой природы показать происходившее в ДРА».


Собеседник разложил передо мной эскизный проект, рассказывая, что должно быть в музее под открытым небом возле Смолевичского водохранилища: «Разумеется, прежде всего нужно облагородить выделенную нам землю, да и после приложить немало усилий». Однако, уверен полковник запаса, оно того стоит. Каждая экспозиция — это определенный период, события, символы. Перед входом в парк планируется построить небольшое здание, якобы штаб 40–й армии Туркестанского военного округа. Здесь же, на 2–м этаже, музей воинов–интернационалистов со смотровой площадкой вместо крыши. А вот ровная светлая дорожка, вдоль которой высадят 15 деревьев разных климатических зон, символизирует 15 республик СССР. Если, к примеру, подойти к сосне, символизирующей Беларусь, то рядом увидишь табличку. На ней сказано: с 1979 по 1989 год через Афганистан прошли 32 тысячи белорусов, 723 — погибли, 12 — пропали без вести, инвалидами вернулись домой 825 человек, орденами и медалями награждены 17.035, четверо удостоены звания Героя Советского Союза. Кстати, по словам представителя фонда, посол Казахстана пообещал лично привезти в парк тянь–шаньские голубые ели.


Планируется создать и своеобразный макет границы СССР, экспозиции «Термезский мост», «Пустыня Регистан» в виде песчаного бархана, «Пещера долины Панджшер», аллею памяти. Здесь по плану и красного цвета дорожка, это десятилетний путь советских войск через кровь и страдания. «Роща невест», усаженная 723 березками, «Черный тюльпан», «Роща Героев Советского Союза». Траурная доминанта паркового ансамбля — поминальный стол, где можно поставить свечу в память о погибших. «Также хочется показать, что белорусы чтят память не только своих земляков, но и таджиков, казахов, узбеков, русских, литовцев... Да и воин–интернационалист — это не только «афганец». В Беларуси проживают 25 тысяч ребят, которые выполняли боевые задачи в 14 других странах. И как раз на островке водохранилища, к которому проложим понтонный мост, разместим экспозиции, посвященные этим странам с информацией на двух языках. Кто–то из мальчишек–школьников, возможно, найдет там фамилию своего деда, воевавшего, скажем, в Лаосе».


Пока проектная документация разрабатывается, говорит бывший пехотинец Сивохин: «Местная администрация вроде не против строительства. Природоохранная, водоохранная и дорожная службы уже дали нам свои рекомендации. В ближайшее время проведем тендер на разработку проекта, затем на строительную организацию. С финансами, думаю, проблем не будет. Кстати, в проектировании очень хотят участвовать молодые специалисты, и я этому рад, поскольку должен получиться современный и простой в обслуживании объект. А уже потом к благоустройству парка можно привлечь даже трудных подростков, молодежь в целом». Заказчик полагает, что близкое расположение мемориальных комплексов «Курган Славы», «Хатынь», самого масштабного совместного проекта Беларуси и Китая — индустриального парка «Великий камень» позволит сделать достаточно посещаемым и новый парк. Да и до «Линии Сталина» в общем–то рукой подать: «Я прекрасно понимаю, что, возможно, учтено не все. Поэтому хотелось бы услышать мнения других людей. Предложения можно направлять на адреса электронной почты: info@basis.by и cool.yu7@yandex.ru».


Кстати

Свои мнения, предложения можно прислать и на адрес электронной почты gladkaya@sb.by либо поделиться ими по телефону редакции (8-017) 287-16-83.

Компетентно

Для председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Валерия Гайдукевича тема Афганистана особая, генерал проходил там службу с 1979 по 1982 год: «Идею создания этого парка как с авторами проекта, так и в белорусском союзе ветеранов войны в Афганистане обсуждали не раз. И здесь не все так просто, как кажется. Хорошо, предположим, что парк построен. Что потом, кто будет его содержать, ухаживать за ним? Как все это будет окупаться? К тому же у нас есть «Линия Сталина», «Брестская крепость» и другие места, которые стоит посетить и которые достаточно популярны. Как мне кажется, нет смысла еще в одном подобном объекте. Не будем забывать и такой момент: в войне ведь участвовала не Беларусь, мы прошли этот путь в составе Советского Союза. Я бы еще понял, если бы проект появился в Москве или Витебске, поскольку именно витебская дивизия входила в Афганистан и 10 лет там воевала. А в Минской области зачем?»

* * *

Пресс–секретарь Министерства спорта и туризма Владимир Нестерович саму идею считает очень благородной: «Память об «афганцах» и о тех, кто исполнял интернациональный долг в других государствах во времена Советского Союза, нужно чтить и воспитывать уважение к этим людям. Но что касается создания парка, то тут надо продумать все до мелочей. Кстати, зачем строить, а потом раскручивать абсолютно новый проект, если можно разместить его, скажем, на «Линии Сталина»? Площади позволяют и место известное. Далее надо просчитать, насколько парк будет интересен. Ведь если школьников туда можно возить, допустим, по внеклассной программе, то привлечет ли эта затея массово туристов? Да и для того, чтобы их заинтересовать, нужно постоянно придумывать что–то новое. Кто этим будет заниматься? То есть само по себе предложение вроде замечательное — молодежь должна знать историю, должна понимать, насколько страшные события пришлось пережить нашим дедам и отцам. Но как задумаешься над тем, что будет после перерезания на открытии красной ленточки, возникают вопросы».

* * *

В Смолевичском райисполкоме саму идею создания парка поддерживают, говорит заместитель председателя Александр Шлыков: «Проект, конечно, хороший, и мы готовы выделить под него землю. Решение об этом есть. Однако для того, чтобы оформить отвод и начать работу, заказчик должен представить эскиз и банковское подтверждение финансовой обеспеченности проекта. Эскиз нам фонд прислал, про финансы же до сих пор от заказчика нет ни слова. По действующему законодательству без этого документа мы не имеем права выделять участок. Только при представлении соответствующих бумаг, подтверждающих состоятельность этой организации, мы готовы дальше заниматься этим вопросом».

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 28 (24910). Суббота, 13 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter