Книжный навигатор

Ветер над асфальтом

Мiхась Стральцоў. Смаленне вепрука. Выбраныя творы. Мiнск, Попурри, 2015.

Серыя «Мая беларуская кнiга» прадстаўляе класiку ў папулярным выглядзе. Лепшыя, чытэльныя творы ў выданнях кiшэннага фармату з мяккай вокладкай, што робiць цану на iх даступнай. Магчыма, з кнiжак менавiта гэтай серыi для кагосьцi пачнецца сапраўднае адкрыццё беларускай лiтаратуры. Як прыклад — выданне Мiхася Стральцова. Легендарны паэт i пiсьменнiк, якi пражыў няшмат, змог захаваць гуманiстычную творчую пазiцыю, пазбегшы штампаў i стэрэатыпаў савецкай эпохi, варты прадстаўнiк пакалення шасцiдзесятнiкаў. Ён шмат у чым стаўся наватарам — бо ягоныя творы i па сёння з’яўляюцца ўзорам для маладых пiсьменнiкаў. Апавяданне «Смаленне вепрука» — аповед у аповедзе, дасканалы прыклад постмадэрнiзму, пры гэтым захаваны i тонкi псiхалагiзм, i яскравыя карцiны рэальнасцi. «Загадка Багдановiча» — па–сёння лепшы тэкст, што напiсаны пра Максiма Багдановiча. Эсэ, якое з’яўляецца мастацкiм творам. Менавiта Мiхась Стральцоў — аўтар выразу «сена на асфальце», якiм пазначыў выхадцаў з вёскi, што прыжываюцца ў горадзе, але нiколi не стануць тут сваiмi. Пачытайце i апавяданне «Свет Iванавiч, былы донжуан» — псiхалагiчнае, тонкае, з атмасферай эпохi шасцiдзесятых.

Агнета Плейель. Наблюдающий ветер, или Жизнь художника Абеля. Москва, ЭКСМО, 2015.

С произведениями шведской писательницы Агнеты Плейель я раньше не встречалась, и о состоявшейся встрече не жалею. Роман — гибрид традиционной семейной саги и интеллектуального ребуса. Конечно, на поверхности лежит история двух библейских братьев, Каина и Авеля. В романе Авель, точнее, Абель — родной дед главной героини. Абель и Оскар — сыновья глухонемого художника Сульта. Им приходится нелегко: отец суров, зарабатывает только необходимое, рисуя морские пейзажи, а основное время тратит на поиски некоего абсолютного цвета, медитации и самокопание. Оскар всегда вымещает злость на младшем брате, а тот, даже жестоко избитый, преданно любит его. Потому и уезжает по требованию брата в Индонезию основывать бизнес, хотя перед ним открыты все пути как перед многообещающим художником, и в Швеции у него остается прелестная невеста. Мы видим историю с конца: героиня описывает нам своего дедушку, чудаковатого старика, разбившего большой сад и возводящего огромные причудливые памятники из каменных глыб прямо в лесу. Постепенно мы узнаем об этом колоритном персонаже все больше и останавливаемся перед загадкой... Почему талантливый художник Абель бросил искусство? Ведь в 21 год он уезжал в далекие страны не только зарабатывать, но и чтобы рисовать... Все тридцать с лишним лет, проведенных среди экзотической природы, он собирался взяться за кисти. Но так и не взялся ни разу, хотя все для творчества возил с собой. Не вернулся к любящим родителям и невесте, хотя была возможность. Какого ответа он искал? Какой долг исполнял? В повествование вплетена колониальная тема — у Агнеты Плейель есть индонезийские корни. Это роман о странных людях, к которым отсылает цитата из Библии: «Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать».

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 164 (24794). Пятница, 28 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter