Весомая заявка. Станет ли БРИКС новым центром мировой политики и экономики.

Азиатские государства готовы бросить вызов положению доллара в качестве главной международной расчетной валюты. Министры финансов стран Юго-Восточной Азии, с участием Японии, Южной Кореи и Китая, договорились искать пути увеличения использования своих собственных валют в торговых операциях. По прогнозам экспертов Азиатского банка развития, семь азиатских экономик в следующие 40 лет превратят регион в центр влияния, на долю которого будет приходиться почти 50% мирового ВВП. «Азию поведут вперед Китай, Индия, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия и Таиланд», – говорится в докладе АБР.

Следует отметить, что два крупнейших государства из этого списка – Китай и Индия – наряду с Россией, Бразилией и Южной Африкой входят в группу БРИКС, которая играет все более значительную роль в мировой экономике. К слову, на недавнем саммите в Китае страны БРИКС приняли меморандум об использовании национальных валют для взаимного кредитования. На сегодняшний день население стран БРИКС составляет более 2933 миллионов человек, то есть почти половину населения всего мира. При этом более ста миллионов выходцев из КНР, Индии, России, Бразилии и ЮАР проживают за пределами своих стран, поддерживая их из-за границы. Четыре из пяти стран – Индия, Россия, Бразилия и Китай – входят в десятку крупнейших по территории и населению стран мира, а ЮАР по территории и населению находится на 25-м месте. Общая территория пяти стран составляет более 26,5% сухопутной территории Земли. Все страны удачно расположены с точки зрения географии, имеют выход к Мировому океану, находясь к тому же  на оживленных транспортных магистралях. Совокупные золотовалютные резервы стран БРИКС превышают 4 триллиона долларов.
Развитие альянса стран БРИКС основывается на простой идее – в силу огромного населения, огромной территории и высоких темпов экономического развития Бразилия, Россия, Индия и Китай обречены на то, чтобы стать грядущими лидерами мира вместо традиционных лидеров – стран Запада. Если глобализация действительно обещает стать радикальным выравнивателем уровня жизни населения в тех государствах, руководство которых основательно подходит к извлечению преимуществ от нее, то простой закон чисел при сравнении с Бразилией, Россией, Китаем и Индией не на стороне стран Запада. Весь он обладает населением меньшим, чем у одного Китая. При выравнивании уровня жизни один лишь Китай будет обладать тем же экономическим могуществом, какое сейчас принадлежит всем трем десяткам западных стран. А что говорить о могуществе всех четырех стран-гигантов, объединивших свои усилия? Понимая эту тенденцию, к этим государствам поспешила присоединиться ЮАР.
Конечно, у каждой из стран есть слабые стороны, затрудняющие эффективную реализацию их геополитического потенциала поодиночке. Для Бразилии, например,  характерен слабый технологический потенциал, отсутствие единства интересов элит и народа, наличие противоречий в силу межрасового разнообразия. У Индии главной слабостью является несовершенство парламентской модели демократии. Простые эффективные шаги, предпринимаемые, скажем,  Китаем для эффективного развития экономики, парламентская система Индии позволяет себе обсуждать годами. Система частной собственности, выстроенная по британскому образцу, смешанная с коррупционными тенденциями, мешает развитию инфраструктуры и плодит миллиардеров за счет замедления темпов создания едва нарождающегося среднего класса. У ЮАР главной проблемой являются расовые противоречия. Наследие апартеида оставило множество проблем в этой сфере. Ахиллесовой пятой России являются демографические проблемы и растущая зависимость от экспорта энергоресурсов, а значит, от конъюнктуры мировых цен на нефть и газ.
Немало слабых сторон у Китая. Перечислим только некоторые из них: нарастающее экологическое загрязнение; уменьшение рождаемости, ухудшающее потенциал рабочей силы; технологическая зависимость от стран Запада; несовершенное законодательство; ориентация вовнутрь, а не вовне, уменьшающая геополитическое влияние. Однако можно вспомнить, что большинство этих слабостей в 70-е годы прошлого столетия Запад приписывал другой стремительно растущей азиатской экономике – японской. Но темпы ее развития замедлились только после того, как она стала второй крупнейшей экономикой мира. При этом страна добилась этого с населением в 11 раз меньшим, чем у Китая, который уже сейчас стал второй крупнейшей экономикой мира и останавливаться на этом явно не собирается.
Преодолеть все эти проблемы страны БРИКС смогут только совместными усилиями, о чем ежегодно говорится на саммитах этой организации. Последний из них, как известно, прошел в апреле 2011 года, в ходе которого страны БРИКС осудили применение силы в Ливии, отметив несоразмерность предпринимаемых действий резолюциям ООН. Чтобы избежать подобного в дальнейшем и в целом повысить эффективность ООН, лидеры стран БРИКС договорились согласованно действовать в Совете Безопасности ООН. При этом на саммите указывалось, что необходимо уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность каждого государства, избегая применения силы. Было также отмечено, что атомная энергетика останется важным элементом в энергетическом балансе стран БРИКС, поэтому в будущем можно ожидать тесного сотрудничества и в сфере развития атомной энергетики. Речь идет о введении в действие проектов по строительству атомных станций, выстраиванию общей системы поставок ядерных материалов и вывоза отходов с атомных станций, сотрудничестве по добыче урана и его переработке.
На саммите лидеры БРИКС договорились и далее расширять экономическое, торговое и инвестиционное сотрудничество, включая укрепление финансового взаимодействия между банками развития, организацию встреч министров финансов и управляющих центральных банков. Запланировано также проведение третьей встречи Высоких представителей по вопросам безопасности. Можно ожидать усиления сотрудничества по линии противодействия терроризму и другим направлениям. А скачок цен на продукты питания во всем мире подтвердил важность обеспечения продовольственной безопасности. Как заявил генеральный директор Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (UNFAO) Жак Диуф, почти 14% всего населения планеты, или  925 миллионов человек, страдают от хронического голода и недоедания, что отнюдь не красит XXI век – век стремительного развития технологий. 29 государств испытывают острую нехватку продовольствия, им нужна экстренная помощь, еще семь сталкиваются с «неблагоприятными перспективами». И дабы в будущем удовлетворить спрос, в развивающихся странах необходимо увеличить производство продовольствия на 70–100%. Задача масштабная, и для ее решения необходимы «массированные» инвестиции в сельскую инфраструктуру, сельскохозяйственные технологии и исследования.
В совместных проектах, реализуемых данными странами, найдется важное место и для Беларуси. В силу географического расположения Беларуси на выходе трех стран БРИКС в Евросоюз любая интенсификация отношений в рамках данного объединения, которая положительно отразится и на торговле с ЕС, может стать позитивной для роста транзитного потенциала страны, встраивания ее в реализуемые схемы кооперации. Внешняя торговля Беларуси на четверть ориентирована на страны ЕС, а товарооборот с тремя странами БРИКС  (Россией, КНР и Бразилией) составляет около тридцати миллиардов долларов. Для Беларуси опора на БРИКС вне зависимости от того, будет ли этот блок возглавляться КНР или все-таки будет равноправным образованием, выглядит ценной возможностью в силу того потенциала, которым страны БРИКС будут обладать в долгосрочной перспективе. Сильный технологический потенциал Беларуси может быть задействован по широкому спектру возможного сотрудничества от авиастроения до альтернативной энергетики. Вовлечение Беларуси в данные проекты будет зависеть от степени эффективности лоббирования белорусских интересов в странах БРИКС. И тут свою роль может и должно сыграть Союзное государство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter