Радость жизни Бориса Кустодиева: впервые за 25 лет большая выставка в Национальном художественном музее

Весна с Борисом Кустодиевым

В НХМ проходит выставка, которую нельзя пропустить

К 145‑летию даровитого русского живописца в новом корпусе Национального художественного музея разместилась временная экспозиция «Борис Кустодиев». И здесь, в «синем зале» современной галереи, представлена практически вся коллекция Кустодиева, которая есть в собрании нашей главной сокровищницы. Как выясняется на сегодняшней выставке, в запасниках НХМ хранится немало драгоценных шедевров «последнего певца купеческо-кулацкой среды», среди них и статные кустодиевские женщины, и знаменитые эскизы и костюмы к спектаклю «Блоха», и малоизученные скульптуры художника.


Открываем дачный сезон

Так, главной приманкой нынешней выставки в НХМ можно назвать фотографии авторства Бориса Михайловича. Мало кто знает, что Кустодиев был увлеченным фотографом. С 2009 года его семейные черно-белые снимки хранятся в Астраханской  картинной галерее им П. М. Догадина — фотоальбом подарила городу внучка художника Татьяна Кирилловна. Сегодня многие из этих фото оцифрованы, их можно найти в интернете, но благодаря сотрудничеству НХМ с астраханскими коллегами впервые белорусскому зрителю представлены копии.

«В «Тереме»».

Общеизвестно, что самые счастливые годы своей жизни художник провел в «Тереме» — дачном домике в древнерусском стиле в Клеванцовской волости Кинешемского уезда Костромской губернии. Серия фотографий, посвященная строительству дома, соседствует на выставке с чудесной теплой картиной «В «Тереме» (Мой дом)» — жемчужиной экспозиции. Любопытно, что полотно было написано художником в 1914 году как пейзаж, с фасадом любимой дачи по центру. Но в 1918‑м Борис Кустодиев возвращается к картине, чтобы вписать в нее себя и своих близких — жену Юлию с таксой Дэзи на руках, сына Кирилла и дочь Ирину.

— Уже с 1916 года художник был прикован к инвалидному креслу из-за болезни и не мог больше ездить на любимую дачу, — говорит куратор выставки Алла Василевская. — Может быть, поэтому он вписывает в пейзаж портрет семьи, как сладкое воспоминание о счастливых днях. И вкладывает в картину всю свою любовь, которая впоследствии будет помогать ему переживать тяжелый физический недуг.


Увы, и судьбу деревянного «Терема» можно считать незавидной. Дом не сохранился: опустевший, сперва он был разграблен, а после и вовсе сгорел. Но архитектурный облик дачи, построенной по проекту Дмитрия Стеллецкого (друга Кустодиева) и по плану архитектора Юрия Стравинского (старшего брата композитора Игоря Стравинского), запечатлен для вечности в картине, которая и спустя сотню с лишним лет хранится в Минске.

Плясунья — так пляши

Из-за опухоли спинного мозга врачи запрещали Кустодиеву рисовать, но он их не слушал, и самым плодовитым в его творчестве остался период, когда художник уже был тяжело болен. Его работы в области скульптуры практически неизвестны. Всерьез Кустодиев занялся малой пластикой в 1922 году, создав две модели — «Купца в шубе» и «Купчиху на прогулке». Через год по заказу Волховского завода он выполнил две модели статуэток на основе своих живописных образов из серии «Русь» — «Гармониста» и «Плясунью», они представлены на выставке. С годами эта фарфоровая пара стала хрестоматийной и выпускалась позднее на других заводах, в частности на Ленинградском ЛФЗ и Дмитровском заводе в Вербилках.

Бюст художника М. В. Добужинского.

— Несмотря на то что модели создавались уже совершенно больным художником, свое жизнерадостное видение мира Кустодиев сумел перенести и в миниатюрные статуэтки: кстати, они до сих пор популярны среди современных коллекционеров фарфора, — уточняет куратор выставки Алла Василевская.

Искусства не бывает вне ремесла

Мы проходим с ней мимо знаменитой картины Кустодиева «Купчиха с покупками», обе обращаем внимание, как художник внимателен к костюму — и яркое платье, и кружевная мантилья, и расписной платок белотелой статной женщины точно возвращают нас в ту эпоху, где мелкий чиновник Бальзаминов мечтает о выгодной женитьбе.

«Масленица».
Еще одна бесценная картина Бориса Кустодиева в коллекции НХМ — «Масленица» 1919 года. Всего «маслениц» в творчестве живописца не менее 15.
— Но наша отличается от других тем, что в ней явно читается влияние Питера Брейгеля — старшего на творчество Бориса Михайловича. Он стремится здесь панорамно представить городское пространство, и в то же время ювелирно выписать детали. Посмотрите на лицо этой дамочки, — обращает внимание куратор, — как виртуозно выписаны ее щечки, ямочки и улыбка.

«Сцена у окна».

Любопытно было узнать от Аллы Василевской, научного сотрудника фондового отдела, что Кустодиев — очень техничный художник. Он постоянно изучал школу старых мастеров, не только их манеру письма, но и технологии. Отсюда и хорошая сохранность его картин. «Как говорят, великие мастера талантливы абсолютно во всем, искусства вне ремесла не бывает», — резюмирует куратор.

Очень редко выставляются эскизы декораций Кустодиева к театральным постановкам. Но, по счастью, на нашей выставке есть целых восемь (!) эскизов к спектаклю «Блоха» по пьесе Е. Замятина в Московском Художественном театре. «Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон», — вспоминал режиссер-постановщик Алексей Дикий.

Портрет К. Б. Кустодиева.

Времена всегда одинаковые

Любопытно сегодня перечитывать отзыв на «Блоху» первого наркома просвещения Анатолия Луначарского: «В исполнении Художественного театра, — продолжал автор, — гнетущего впечатления не было. Было страшно весело. Чудесное искусство актеров как бы примиряло с действительностью. Да, все это пошло, все это дико, все это жалко, но все это нарисовано перед вами тончайшим художником, и красота его колорита, изящество его рисунка, мягкость его туше очаровывают вас и смягчают остроту впечатления…».

К слову сказать, после революции художнику предлагали уехать за границу. Дочь вспоминала реакцию отца: «В 1924 году покинули Ленинград Добужинские. Сомов поехал за границу сопровождать нашу выставку и не возвратился. Предложили и Кустодиеву ехать... Папа даже побледнел от возмущения: «Я русский, и как бы трудно нам всем сейчас здесь ни было, я никогда не покину свою Родину!» Не помню, кто был этот «предлагавший», но руки ему папа уже больше не подал и долго волновался, вспоминая этот разговор... 
Последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля. Как-то он показал мне руку: «Смотри, как запали мускулы, совсем высохла…» Сколько невыразимой муки было в этих словах и сколько мужества и терпения! Но и в эти трудные годы он стойко и мужественно переносил лишения — нехватку во всем, холод . И несмотря на болезнь, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, «для всех», как он любил говорить».
Непременно побывайте на выставке «Борис Кустодиев» в Национальном художественном музее. Она продлится для всех до 21 мая. 
Такая обширная коллекция представлена впервые за последние четверть века, в нее вошли 40 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
viki@sb.by







Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter