Календарь и традиции: 9 – 15 марта 2020 года

Весна пришла — открывай ворота

9 — 15 марта — у православных верующих 2‑я седмица Великого поста.


9 марта в традиционном народном календаре Тарас (Тарасий). Тарас отменяет дневной сон: весна пришла, работа нарастает, уже нельзя лениво валяться на лежанке (сегодня — на диване).

11 марта — Прокоп‑дорогорушитель (Прокопий). Снег, если он есть, конечно, на дорогах становится серым, рыхлым, похожим на старую соль, и хотя сверху еще держится довольно плотный слой наста, снизу все уже подтаивает. Короче, «Пракоп дарогу капае».

12 марта — Василий‑капельник. В морозные зимы днем с крыш уже начинала слетать веселая капель. Женщины старались не прясть: верили, что если нарушить запрет, холода и зима могут вернуться. 

14 марта — Евдокия (Аўдоцця, Яўдоха). В народе считалась хранительницей ключей от весенних вод: «захоча Яўдоха — вады напусцiць, калi прагневаецца, то i падмарозiць». Погоду на целое лето смотрели по этому дню. У нас Евдокия особо «спрыяла кабетам», поэтому «на Аўдоццю» женщины ограничивали свои работы, не пряли и не ткали. Мужчины же могли спокойно заниматься всеми делами.

14 марта по новому стилю — это 1 марта по старому: прежде — начало календарной весны. По характеру метеопроявлений первых четырех дней марта юлианского (старого) календаря определяли, какой будет погода в последующие поры года: 1‑е число (14 марта по н.с.) показывало весну, 2‑е (15 марта) — лето, 3‑е (16 марта) — осень, 4‑е (17 марта) — зиму.

Практически во всех религиях существует своя система постов. У православных христиан набирает обороты Великий пост. Но кроме продолжительных постных периодов, верующим людям предписано поститься также в среду и пятницу — чтобы уберечься «ад наглай смерцi», от болезней, нечистой силы и прочих напастей. Считали, что за нарушение запретов поста ангел‑хранитель может отказаться от человека. Или «чэрцi» затащат нерадивого «вернiка» на свои «гульбiшчы» и заставят веселиться до тех пор, пока тот не погибнет.
Бездетные женщины «шчыра пасцiлi» по 12 пятниц, за что в наг­раду им было рождение «волатаў‑сыноў».
Как известно, в пост вводятся значительные пищевые ограничения: запрет на употребление мяса, молока… Когда‑то в такие периоды белорусов выручали вегетарианские запасы в кладовых и погребах. Учитывая, что бульба появилась у нас довольно поздно, в пост на стол подавали репу, брюкву, турнепс, свеклу, редьку, морковь: их запаривали в печке и поливали «алеем», так же поступали с богатыми белками фасолью и горохом. В почете была овощная, «гарбузовая» каша. Большой подмогой становилась различного рода «квашанiна»: капуста, огурцы, свекла. «Аздобу» любому блюду придавали грибы: их у нас в добрый год собирали в великом множестве — найдя грибное место, добычу уже не могли унести в руках, поэтому везли на возу!

Но, как говорится, не пищей единой... С принятием христианства на наших землях пост все больше приобретал черты особой внутренней дисциплины, соблюдения правил поведения, когда важно не согрешить ни словом, ни делом. Причем слово и даже «думкi» ставились в один ряд с действием. Не зря предупреждалось: «за языком поглядывай». 

 Как правило, в две первые седмицы Великого поста, обычно по воскресеньям, «да споведзi» ходили старшие в семье. Отправляясь в храм, наряжались в свою лучшую одежду — выходную. В Мядельском районе мне рассказывали, как одна женщина, чтобы сберечь любимую и единственную праздничную юбку, надевала ее наизнанку — «то так навыварат i знасiла»…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter