Праздник Комоедица в белорусской народной традиции

Весна на землю пришла

С наступлением дня весеннего равноденствия наши предки отмечали Комоедицу — праздник возрождающейся после зимнего сна природы. В народном календаре белорусов выпадает на 5 апреля (по новому стилю). Означает победу солнца и весны. Комоедица — своеобразный переход к празднику православных христиан Благовещение.
«Святкаванне» Комоедицы было зафиксировано этнографами в ХIХ веке на Бегомльщине. Праздник считается наиболее архаичным среди аналогичных фольклорно‑обрядовых явлений европейских народов. Зародился в дохристианские времена. Сейчас по этому обычаю мы можем судить о том, как наши предки почитали медведей и даже поклонялись им.
Жители Витебской области рассказывают, что ранее в непроходимых белорусских пущах водилось множество диких зверей. Медведь поражал силой и ростом. Поэтому люди считали медового зверя одним из сакральных животных. Из особого уважения и страха пред ним ему присваивали человеческие имена: Мишка, Михал, Мартин, Брат Мiкалай, пан Мiка, а медведицу «клiкалi» Марухой. Как признанного главу леса косолапого часто звали еще и так — сам, батюшка, хозяин.

Лесного царя — медведя — наши предки воспринимали как священное или служащее для жертвоприношений животное, хозяина мира.

Первые свидетельства о поклонении медведю относятся к периоду палеолита. При раскопках в районах Волковыска, Полоцка, Могилева были найдены амулеты из клыков и когтей медведя. По преданию, этот зверь на самом деле человек, надевший на себя кожух наиз­нанку. Хотел испугать Бога, но не вышло. Так и остался мужик в таком виде на всю жизнь.

Медведя считали царем диких животных, но в то же время не забывали, что он — хищник, который приносил немало вреда, иногда нападая на «свойскую жывёлу». Чтобы умилостивить могучего зверя, успокоить, и стали отмечать Комоедицу. В этот день готовили особую еду, учитывая то, что медведь в основном употребляет растительную пищу. Отваривали засушенный еще летом «рэпнiк» — ботву репы, те самые «вершки», которые упоминаются в известной народной сказке. Готовили овсяный кисель, поскольку считалось, что медведь неравнодушен к овсу. Традиционными на Комоедицу были комы. Распаренный в печи горох растирали до состояния пюре, добавляли муку и формировали из него «комы», которые запекали в печи до появления корочки. Блюдо получалось вкусное и очень сытное. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям.

Один из древнейших славянских праздников Комоедица — символ священного вступления весны в свои права.
После обеда все «сямейнiкi» ложились спать, периодически переворачивались с бока на бок, стараясь как можно больше «прыладзiцца да паварочвання мядзведзя». Церемония эта продолжалась около двух часов. Празднование шло и далее: «сяляне» не занимались обычными делами, а встречали медведя с «добразычаннямi». Лесной царь для наших предков выступал как священное или служащее для жертвоприношений животное, воспринимался как хозяин мира, дух‑хранитель, двойник человека, олицетворение и вместилище человеческой души.

Особое почитание медведя сохранилось в некоторых районах и в наши дни. 5 апреля по давнему обычаю белорусы несут в лес медведю подарки — морковку, репку, яблоки, сухофрукты и даже конфеты.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter